• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Бизнес-погружение НИУ ВШЭ

Статус: Общеуниверситетский факультатив
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Общеуниверситетский факультативный курс «Бизнес – погружение НИУ ВШЭ» - программа, призванная как сформировать позитивное отношение к предпринимательству, так и дать основы создания своего дела. Факультатив «Бизнес – погружение НИУ ВШЭ» является практико-ориентированным учебным курсом, созданным Школой инноватики и предпринимательства(ШИП), в рамках которого: студенты знакомятся с реальным предпринимателями, обсуждают проблемы их бизнеса, при этом сами узнают основы предпринимательской деятельности, которые могут помочь в дальнейшем создать и продвинуть свой предпринимательский проект.Курс состоит из 11 лекций продолжительностью 80 минут со вспомогательными учебными материалами и встроенными активностями, и 11 тематических интервью(семинар) продолжительностью 80 минут с лидерами мнений и успешными предпринимателями, представителями институтов развития. В рамках прохождения программы слушатели проходят интерактивное тестирование, решают и защищают кейсы, пишут творческую работу, сумма баллов за которые станет результирующей оценкой за курс. Курс преподается лидерами-предпринимателями, которые успешно справились с проблемами управления растущей фирмой.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса - дать понимание студенту о том, с какими сложностями сталкиваются предприниматели, какие существуют институты поддержки предпринимательства, о том, как найти и оценить бизнес-идею, и, наконец, как создать и развить бизнес. При этом на все эти вопросы важно получить разные точки зрения действующих предпринимателей. Задачи курса: • Обучить методика поиска и оценки бизнес-идеи • Дать методы анализа рынка для понимания перспективности реализации продукта • Обучить проведению сustomer development (развитию клиента) для проверки наличия спроса на будущий продукт • Сформировать у студентов мотивацию к предпринимательской деятельности; поддержать и оформить предпринимательские намерения студентов; • Научить готовить презентации бизнес-проектов • Научить оценивать основные рыночные силы и анализировать конкурентов • Обучить методологии привлечения инвесторов • Обучить методологиям оценки рынка продукта и сегментации потребителей • Предоставить сведения об источниках капитала на разных стадиях развития компании и способах его привлечения • Обучить области экономических знаний, связанных с продуктом • Развить навыки презентации бизнес-проекта потенциальным инвесторам Область применения В рамках курса студенты смогут: а) изучить все этапы создания и развития собственного проекта: от проверки бизнес-идей до поиска первых покупателей и первых продаж собственного продукта. От формирования команды до привлечения инвестиций. б) смогут получить мнения разных предпринимателей России о возможностях для ведения своего бизнеса
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет организовать работу людей в команде
  • Анализирует бизнес-среду России и других юрисдикций
  • Воспроизводит основные методы поиска идеи
  • Разрабатывает и генерирует идеи
  • Оценивает потенциал идей
  • Выявляет устойчивые способы эффективной реализации идеи
  • Экспериментирует с бизнес моделями
  • Придумывает бизнес-модели
  • Прогнозирует поведение потребителей, поведение фирм
  • Разрабатывает методы улучшения распределения маркетинговых ресурсов
  • Анализирует рынок и конкурентов
  • Прогнозирует динамику существующего и возникающего рынков
  • Придумывает основное действие пользователя в продукте
  • Экспериментирует с основными метриками продукта
  • Применяет инструменты клиентского развития(customer development)
  • Уметь проектировать доставлять ценность на рынок(Go-To-Market)
  • Умеет выявлять мнение клиента о вас в сравнении с вашими конкурентами
  • Создает команды на основе ролей
  • Использует системы мотивации команды соответствующие этапам развития компании
  • Планирует финансовые ресурсы, необходимые для развития бизнеса
  • Выдвигает гипотезы и принимает решения в условиях высокой неопределенности
  • Использует структурированное мышление
  • Иллюстрирует соответствие содержание и дизайна
  • Вычисляет стоимость бизнеса
  • Сравнивает стоимость финансовых ресурсов
  • Выявляет и рассчитывает финансовые метрики
  • Проектирует финансовую модель
  • Изобретает стратегии, способы и алгоритмы масштабирования бизнеса
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Поиск и оценка бизнес-идеи
  • 2. Бизнес-модель
  • 3. Маркетинг
  • 4. Анализ рынка и конкурентов
  • 5. Продажи
  • 6. Брендинг
  • 7. Команда
  • 8. Юнит-экономика
  • 9. Презентация проекта
  • 10. Привлечение инвестиций
  • 11. От стартапа к корпорации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тестирование
  • неблокирующий Кейс
  • блокирующий Индивидуальное задание
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.4 * Индивидуальное задание + 0.3 * Кейс + 0.3 * Тестирование
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 9781119690672 - Steve Blank-Bob Dorf - The Startup Owner's Manual : The Step-By-Step Guide for Building a Great Company - 2020 - Wiley - https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=2417445 - nlebk - 2417445
  • Agile - менеджмент : лидерство и управление командами, Аппело, Ю., 2018
  • Alpina - 1083 - D.Kleinman - All Star Sales Teams - 9781601639035 - Career Press - https://hse.alpinadigital.ru/book/1083
  • Alpina - 1169 - L.Sparks - 151 Quick Ideas to Increase Sales - 9781564149158 - Career Press - https://hse.alpinadigital.ru/book/1169
  • Alpina - 21085 - Ф.Лалу - Открывая организации будущего (краткое изложение) - 9785961400156kkaudio - КнигиКратко - 2016 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/21085
  • Alpina - 21760 - А.Гудкова - Питчинг: Как представить и продать свою идею - 9785961439878 - Альпина Паблишер - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/book/21760
  • Alpina - 24155 - А.Рай; Ч.Харрис - Питч всемогущий: Как доказать, что твой сценарий лучший - 9785001397571 - Альпина нон-фикшн - 2022 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/24155
  • Alpina - 966 - Э.Рис - Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели - 9785961433913 - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/966
  • BDSM*-продажи. *Business Development Sales & Marketing. - 978-5-4461-1855-7 - Мельников Дмитрий - 2021 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/377110 - 377110 - iBOOKS
  • Business model generation : a handbook for visionaries, game changers, and challengers, Osterwalder, A., 2010
  • E. Ermishina B., & Е. Ермишина Б. (2017). CORPORATE CULTURE AS FUNDAMENTAL FACTOR OF SUCCESSFUL ORGANIZATION DEVELOPMENT ; Корпоративная культура как основополагающий фактор успешного развития организации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5BEBFB87
  • Feld, B., & Mendelson, J. (2019). Venture Deals : Be Smarter Than Your Lawyer and Venture Capitalist (Vol. Fourth edition). Hoboken, New Jersey: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2238516
  • Flamholtz, E., & Randle, Y. (2011). Corporate Culture : The Ultimate Strategic Asset. Stanford, Calif: Stanford Business Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=367464
  • Huawei : лидерство, корпоративная культура, открытость, Тянь Тао, 2019
  • Leimert, H., Scharfenberger, P., & Tomczak, T. (2021). A Contemporary Approach to Holistic Brand Communication. Marketing Review St. Gallen, 2, 10–18.
  • Miranda S. Lam, & Gina Vega. (2020). Entrepreneurial Finance : Concepts and Cases. Routledge.
  • Nutella. Как создать обожаемый бренд, Падовани, Д., 2021
  • PIACENTINO, G. (2019). Venture Capital and Capital Allocation. Journal of Finance (John Wiley & Sons, Inc.), 74(3), 1261–1314. https://doi.org/10.1111/jofi.12756
  • Pradeep A. K., Appel A., Sthanunathan S. AI for Marketing and Product Innovation: Powerful New Tools for Predicting Trends, Connecting with Customers, and Closing Sales. - John Wiley & Sons, 2019.
  • Procter & Gamble. Путь к успеху: 165-летний опыт построения брендов, Дайер, Д., 2022
  • Sephora. Бренд, навсегда изменивший индустрию красоты, Карран Хэкетт, М., 2021
  • The McKinsey way : using the techniques of the world's top strategic consultants to help you and your business, Rasiel, E.M., 1999
  • Yanica Dimitrova. (2019). Corporate Culture Change Management. Economic Alternatives, (2), 296. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.nwe.eajour.y2019i2p296.312
  • Бланк, С. М. Стартап: Настольная книга основателя / Бланк С.М., Дорф Б., - 3-е изд. - Москва :Альпина Пабл., 2016. - 616 с.: ISBN 978-5-9614-5027-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/924002
  • Бланк, С. Четыре шага к озарению: Стратегии создания успешных стартапов / Бланк С. - Москва :Альпина Пабл., 2016. - 368 с.: ISBN 978-5-9614-4645-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/926475
  • Васильева, Е. В., Маркетинг и управление продуктом на цифровых рынках: генерация и проверка идей через CustDev, дизайн-мышление и расчеты юнит-экономики : учебник / Е. В. Васильева, М. Р. Зобнина. — Москва : КноРус, 2023. — 723 с. — ISBN 978-5-406-10544-3. — URL: https://book.ru/book/945917 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
  • Дилемма инноватора : как из-за новых технологий погибают сильные компании, Кристенсен, К. М., 2018
  • Золотые правила Гарварда и McKinsey : правила магической пирамиды для делового письма, Минто, Б., 2004
  • Золотые правила Гарварда и McKinsey. Принцип пирамиды в мышлении, деловом письме и устных выступл..., Минто Б., Юрчик И., 2007
  • Инструменты McKinsey : лучшая в мире практика решения бизнес-проблем, Расиел, И. М., 2009
  • Инструменты McKinsey: Лучшая в мире практика решения бизнес-проблем, Расиел, И., 2009
  • Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач : пер. с англ., Белбин, Р. М., 2003
  • Корпоративные финансы : учеб. пособие, Авдеева, В. И., 2019
  • Латеральный маркетинг : технология поиска революционных идей, Котлер, Ф., 2022
  • Остервальдер, А. Разработка ценностных предложений: Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители. Ваш первый шаг : учебное пособие / А. Остервальдер, И. Пинье, Г. Бернарда. - Москва : Альпина Пабл., 2016. - 312 с.- ISBN 978-5-9614-4907-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/923404
  • От нуля к единице : как создать стартап, который изменит будущее: пер. с англ., Тиль, П., 2017
  • Финансовое моделирование в фирме в Excel : учебник / Л. И. Черникова, Н. А. Платонова, Е. В. Корнилова [и др.] ; под общ. ред. Л. И. Черниковой. — Москва : КноРус, 2021. — 268 с. — ISBN 978-5-406-08456-4. — URL: https://book.ru/book/941492 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
  • Фредерик Лалу - Открывая организации будущего - 9785000577868 - МИФ - 2015 - https://hse.miflib.ru/#/book/15686 - 15686
  • Чан Ким - Стратегия голубого океана - 9785001002581 - МИФ - 2016 - https://hse.miflib.ru/#/book/17572 - 17572

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Принципы корпоративных финансов. Т.1 : пер. с англ., Брейли Р., Майерс С., 2020
  • Принципы корпоративных финансов. Т.2 : пер. с англ., Брейли Р., Майерс С., 2019

Авторы

  • Смирнова Софья Игоревна
  • Ибрагимов Урал Фаритович
  • Кантер Кирилл Сергеевич