• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Современный топливно-энергетический комплекс региона Ближнего Востока и перспективы сотрудничества с РФ в нефтегазовой сфере

Статус: Общеуниверситетский факультатив
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

В настоящее время идет активное развитие экономических отношений в энергетической сфере между Российской Федерацией и государствами Ближнего Востока. Крупные российские компании в сфере ТЭК, такие как ЛУКОЙЛ, «Роснефть», Газпром, Татнефть, Зарубежнефть наращивают свое присутствие в странах региона. Примером может служить деятельность компаний ЛУКОЙЛ и Газпромнефть в Ираке. Договоренности с Саудовской Аравией в сфере регулирования международного рынка нефти являются важным аспектом российской энергетической политики. В этих условиях растет спрос отечественных компаний, работающих в сфере ТЭК на квалифицированных специалистов со знанием специфики Ближнего Востока.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины - получение студентами комплексного целостного представления о топливно-энергетическом комплексе Ближнего Востока, географии нефтяных и газовых месторождений и трубопроводов, роли и месте ТЭК в социально-экономической ситуации стран региона, деятельности российских нефтегазовых компаний на Ближнем Востоке и сотрудничестве Российской Федерации с региональными государствами в сфере ТЭК. Подразумевается также знакомство студентов с принципами ценообразования на мировом рынке нефти, деятельностью таких международных организаций как ОПЕК.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: знать: - основные страны-экспортеры энергоносителей в регионе, особенности их политического и экономического развития поведение на рынке углеводородов.; - крупные национальные нефтегазовые компании и ТНК, оперирующие в регионе; - интересы российских топливных компаний в регионе и способы их реализации; - основные закономерности и тенденции ценообразования на рынках нефти и газа; уметь: - разбираться в основных направления МЭО, ВЭС и ВЭД; - анализировать предпосылки формирования многосторонней системы обязательств; - находить показатели экономического роста в открытых источниках информации; - определять роль и место России в мировой экономике; владеть: - прочными навыками анализа и научной критики источников, теорий и концепций, написания эссе; - литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; - навыками представления результатов исследовательской работы. Изучение дисциплины «Новая и новейшая история и религия Ближнего Востока» предполагает предварительное успешное освоение студентом следующих дисциплин базового учебного плана ОП «Международные отношения»:  Введение в мировую экономику  История международных отношений  Макроэкономика Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: - Политическая история Ближнего Востока  Россия в современной системе международных отношений  Регулирование в мировой экономике
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные подходы, теории и концепции функционирования и организации ТЭК . Умеет обобщать и сравнивать их.
  • Знает историческую периодизацию освоения нефтегазовых ресурсов Ближнего и Среднего Востока, особенности деятельности западных компаний в регионе в 1900-1970-е гг.
  • Знает основные подходы в изучении деятельности крупных компаний в ТЭК. Умеет обобщать и сравнивать их, показывать и объяснять на конкретных примерах.
  • Знает основные особенности ТЭК Саудовской Аравии, роль и место страны в глобальном и региональном рынках энергоресурсов, особенности функционирования национальной нефтяной компании.
  • Знает основные нефтяные месторождения, терминалы, пути транспортировки углеводородов. Умеет обобщать и сравнивать их, показывать и объяснять с помощью карты Владеет навыками работы с экономическими исследованиями по теме.
  • Знает основные подходы в экономических стратегиях государств региона Персидского залива. Умеет обобщать и сравнивать их. Владеет навыками работы с историческими и экономическими исследованиями по теме.
  • Знает основные подходы в экономических стратегиях государств региона Персидского залива. Умеет обобщать и сравнивать их. Владеет навыками работы с историческими и экономическими исследованиями по теме. Знает основные подходы эмирата Катар к добыче, переработке и сбыту углеводородов. Имеет представление о рынках сбыта катарского СПГ, умеет показывать и объяснять их с помощью карты
  • Знает основные особенности деятельности ТЭК Ирана, проблемы нефтегазовой отрасли этой страны. Владеет навыками работы с экономическими и историческими исследованиями по теме.
  • Знает специфику иракского ТЭК и деятельность иностранных топливных компаний в этой стране. Владеет навыками работы с экономическими и историческими исследованиями по теме.
  • Знает основные проблемы сирийского ТЭК. Умеет обобщать и сравнивать их, показывать и объяснять с помощью карты
  • Знает основные политические и экономические факторы, влияющие на ТЭК Ливии. Умеет обобщать и сравнивать их, показывать и объяснять с помощью карты.
  • Знает основные подходы и проблемы в деятельности нефтегазовой компании Алжира. Умеет обобщать и сравнивать их, показывать и объяснять с помощью карты Владеет навыками работы с историческими, экономическими и политологическими исследованиями по теме.
  • Знает основные проблемы регулирования рынка углеводородов. Владеет навыками работы с экономическими и историческими исследованиями по теме.
  • Знает основные подходы в историографии. Умеет обобщать и сравнивать их, показывать и объяснять с помощью карты Владеет навыками работы с историческими исследованиями по теме.
  • Знает основные подходы в экономических и политических исследованиях по теме. Умеет обобщать и сравнивать их, показывать и объяснять с помощью карты
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение. Нефтегазовые ресурсы Ближнего Востока и их распределение по странам.
  • Тема 2. История открытия и освоения месторождений углеводородов Ближнего Востока.
  • Тема 3. Распределение ресурсов и финансовых потоков в ТЭК региона. Основные национальные топливные компании и ТНК.
  • Тема 4. Саудовская Аравия в системе ТЭК Ближнего Востока. Деятельность компании Saudi Aramco.
  • Тема 5. Роль и место малых стран ССАГПЗ (ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, Оман) в глобальном рынке нефти.
  • Тема 6. Стратегии государств ССАГПЗ по уходу от углеводородной зависимости. Государственные программы диверсификации экономики.
  • Тема 7. Эмират Катар в системе глобального газового рынка. Деятельность компании Qatar Petroleum.
  • Тема 8. ТЭК Ирана. Деятельность Иранской Национальной Нефтяной Компании (NIOC). Проблема санкций.
  • Тема 9. ТЭК Ирака. Специфика деятельности ТНК в нефтегазовом секторе страны. Сотрудничество с российскими компаниями.
  • Тема 10. ТЭК Сирии. Политические и экономические проблемы, препятствующие его нормальному функционированию.
  • Тема 11. Основные проблемы нефтегазового сектора Ливии.
  • Тема 12. ТЭК Алжира. Деятельность нефтегазовой компании Sonatrach.
  • Тема 13. Регулирование рынков нефти и газа государствами Ближнего Востока. Международные энергетические организации (ОПЕК, ФСЭГ). Картельные соглашения.
  • Тема 14. Энергетическое сотрудничество России с государствами региона. Деятельность российских нефтегазовых компаний на Ближнем Востоке.
  • Тема 15. Основные маршруты транспортировки углеводородов. Морские пути и трубопроводы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
    На экзамене накопленная оценка не может быть изменена в сторону повышения или понижения за счет выполнения каких-либо видов компенсирующей деятельности. Посещаемость лекционных и семинарских занятий фиксируется преподавателем, но не учитывается в формуле подсчета накопленной оценки.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная. Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле: Оитоговый = 0,6 Оэкзамен + 0,4 Онакопленная где Оэкзамен = 0,5 Оэссе + 0,5 Озащита, а Онакопленная = Оаудиторная
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alpina - 18896 - Д.Ергин - Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть - 9785961415384 - Альпина Паблишер - 2019 - https://hse.alpinadigital.ru/book/18896

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Нефтегазовый комплекс мира, Брагинский, О. Б., 2006

Авторы

  • Кузнецов Александр Андреевич