2024/2025
Создание стоимости в экономике знаний: особенности технологических экосистем, капитала, институтов
Статус:
Общеуниверситетский факультатив
Кто читает:
Школа финансов
Когда читается:
1-3 модуль
Охват аудитории:
для всех
Преподаватели:
Мошиашвили Михаил Михайлович
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
Практико-ориентированный междисциплинарный курс. Основан на синтезе понятийного аппарата теории отраслевых рынков, экономики и финансов фирмы, финансовых институтов, менеджмента, управления инновационным и технологическим развитием, экономики и технологии отраслей, экономической антропологии, экономической социологии, психологии индивидуального и коллективного социального и экономического поведения.
Посвящен практическим и теоретическим аспектам экономики знаний, предпосылкам ее возникновения в ходе эволюции экономических формаций и технологических укладов с точки зрения следующих проблем:
• технологические предпосылки поэтапного снижения входных барьеров
• отраслевая структура и экономика отраслей в традиционных экономических формациях
• формирование отраслевой структуры экономики знаний
• хозяйственный механизм постиндустриальной экономики, финансовой системы и денежного обращения
• структура и участники технологической экосистемы в ключевых странах, разновидности технологических экосистем с точки зрения природы конкурентных преимуществ и недостатков
• конкурентные преимущества и недостатки России и ее регионов, ключевых стран и регионов мира при различных формациях и в экономике знаний
• организация социального и транзакционного взаимодействия при различных формациях и в экономике знаний
• экономически значимые поведенческие установки различных человеческих сообществ и когнитивные архетипы, их преимущества и недостатки при различных формациях и в экономике знаний
• структура и экономика города при различных формациях и в постиндустриальной экономике
• системы корпоративного и публичного управления при различных формациях и в экономике знаний
В ходе отбора при овербукинге предпочтение отдается студентам специальностей по направлениям экономики, менеджмента, инженерно-технических и естественных наук Московского кампуса НИУ ВШЭ, затем студентам аналогичных специальностей вузов г. Москвы; обеспечивается сбалансированный микс из студентов экономико-управленческого и инженерно-технического профиля
Цель освоения дисциплины
- Овладение студентами практическими и теоретическими знаниями о характерных точках зарождения и хозяйственном механизме постиндустриальной экономики (экономики знаний), экономических и неэкономических признаках отдельного хозяйствующего субъекта этой формации, экономических и неэкономических отличиях этой формации от предшествующих и их типичных хозяйствующих субъектов, способах использования указанных точек в интересах развития экономики, общества, личности
Планируемые результаты обучения
- Владеть навыками презентации конкурентных преимуществ и недостатков, места некоторого субъекта создания ценности – коммерческой или некоммерческой организации, отрасли, института, социальной страты, профессии, города, региона, страны и т.п. – в экономике знаний с раскрытием полной карты технологических, демографических, социально-поведенческих, институциональных факторов и человеческих ресурсов
- Знать закономерности формирования отраслевой структуры экономики знаний
- Знать отраслевую структуру и общую характеристику экономики отраслей традиционных экономических формаций
- Знать технологические предпосылки поэтапного снижения входных барьеров в ходе эволюции экономических формаций
- Знать характеристику хозяйственного механизма постиндустриальной экономики, финансовой системы и денежного обращения
- Уметь формулировать междисциплинарные цепочки причинно-следственных связей, устанавливать точки стыковки экономических и неэкономических факторов при характеристике конкурентных преимуществ и недостатков хозяйствующих субъектов различных отраслей и типов, центров исследований и разработок, географических локаций и стран при всех экономических формациях и технологических укладах с акцентом на их перспективы в экономике знаний
Содержание учебной дисциплины
- Введение
- Совокупность неотделимых факторов, ограничивающих выбор модели роста, их структурные последствия для экономики России, безальтернативность перехода к экономике знаний
- Обсуждение темы занятия 2
- Типы взаимодействия в человеческих сообществах и их трансформация как ключевой фактор экономического роста
- Зависимость моделей экономического роста глобальных лидеров от сложившихся типов сообществ
- Типичные для России экономически значимые социальные уклады
- Влияние сознания, культуры и религии на экономическое поведение
- Обсуждение тем занятий 4 – 7
- Технологическая экосистема и распределенные цепочки кооперации как наиболее совершенный из известных типов сообществ, объединенных созданием стоимости
- Догоняющее и опережающее развитие: технологический уклад и модель общественной организации
- Город как площадка постиндустриальной экономики и общества
- Брейнсторминг по технологическим экосистемам
- Многозвенное машиностроение как сложная форма научно-производственной кооперации
- Симпозиум по технологической экспертизе
- Модель преобразования капитальных затрат в операционные как фактор снижения входного барьера на рынок и эгалитарности потребления. Бренд как инструмент глобализации потребительского рынка
- Симпозиум по отраслям b2c
- Создание стоимости в энергетическом секторе в условиях депрессивной ценовой конъюнктуры
- Транспорт, инфраструктура и интеграционные проекты вокруг России
- Семинарские занятия по особенностям создания стоимости в различных отраслях
- Семинар по организационному развитию
- Реформы и управление реформами
- Обсуждение темы занятия 24 и курса в целом
- Итоговый симпозиум
- Интервью с преподавателем
- Закрытое собеседование
Элементы контроля
- ПрезентацияУстные презентации студенческих команд в рамках занятий. Требования к презентации: раскрыть конкурентные преимущества и недостатки, место некоторого субъекта создания ценности – коммерческой или некоммерческой организации, отрасли, института, социальной страты, профессии, города, региона, страны и т.п. – в экономике знаний с полной картой технологических, демографических, социально-поведенческих, институциональных факторов и человеческих ресурсов.
- Аудиторная активностьОбщая аудиторная активность в течение всего курса по совокупности посещений, количества и качества высказанных суждений, вопросов и ответов.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- The logic of collective action : public goods and the theory of groups, Olson, M., 1974
Рекомендуемая дополнительная литература
- Институциональная экономика : новая институциональная экономическая теория: учебник для вузов, , 2006
- Стимулы, парадоксы, провалы : город глазами экономистов, , 2015
- Экономика всего : как институты определяют нашу жизнь, Аузан, А., 2017