Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Критическое мышление

Статус: Общеуниверситетский факультатив
Когда читается: 1-4 модуль
Охват аудитории: для всех
Язык: русский
Кредиты: 10

Программа дисциплины

Аннотация

Курс по критическому мышлению познакомит студентов с основными принципами критического мышления, сформулированными в виде теории аргументации. Критическое мышление в рамках этого курса предстанет с его формальной и неформальной стороны. В первой части курса студенты научаться выделять логическую структуру различных типов аргументации, сравнивать и оценивать аргументы, а также обнаруживать наиболее распространенные ошибки и уловки, часто используемые в ходе дискуссии. Кроме того, студенты узнают о формальной структуре человеческого знания, о требованиях к его обоснованию. Студенты также научатся определять наиболее выгодное направление для построения своей аргументации – все эти умения пригодятся студентам в том числе и при написании их квалификационных работ. Вторая часть курса должна послужить практическому применению полученных навыков в сфере научной или общественно-политической дискуссии. Речь, в частности, пойдет о том, как обнаруживать намеренную и ненамеренную ложь в чужих словах, как самим ее избегать, и какие последствия есть у лжи и правды в самых разных областях человеческой жизни.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование навыков критического мышления: логический анализ естественного языка и рассуждений, построение демонстративных доказательств, использование риторической аргументации и обоснования, выявление инструментов активизации аффектов, владение техникой спора, владение средствами анализа дискурса.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание сущности критического мышления. Умение ставить критические вопросы.
  • Знание сущности понятий истина и правдоподобие. Владение основными техниками анализа логической формы
  • Умение анализировать логическое значение выражений естественного языка
  • Умение анализировать и восстанавливать логическую форму суждения. Владение техникой проноса отрицания в суждение
  • Владение техникой анализа непосредственных и опосредованных умозаключений
  • Умение распознавать формальные черты доказательств. Владение техникой опровержения и доказательства от противного.
  • Умеет критически оценивать вероятностные и немонотонные рассуждения, достигать в них наибольшей степени убедительности
  • Владеет основами теории речевых актов, умеет определять условия их успешности
  • Владеет основами теории пресуппозиций, умеет выявлять пресуппозиции высказываний и фрагментов текста.
  • Владеет основами логической прагматики, умеет выявлять импликатуры высказываний и фрагментов текста.
  • Владение навыками выявления неоднозначности, уловок и ошибок в рассуждениях и их корректировки
  • Владеет знаниями о природе риторики, умеет анализировать использование топов, определять виды речей, осуществлять подготовку убеждающей речи.
  • Владеет теоретическим аппаратом теории блага на стыке этики, политики и коммуникации
  • Умеет выявлять использование топов, вводить топы, показывать их применимость и неприменимость
  • Умеет распознавать целевые аффекты аргументативной речи.
  • Владение эстетическими инструментами аргументации.
  • Умение анализировать этапы спора, цели участников на этапах и привлекаемые ими аффекты.
  • Умение анализировать этапы спора, цели участников на этапах и привлекаемые ими аффекты
  • Владение навыками анализа дискурса, реконструкции риторического построения аргументативного текста, критики дискурсивных установок
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что такое критическое мышление?
  • Имя и понятие: соотношение языка и мышления
  • Суждение и его логическая форма
  • Сложные суждения и дедукция в логике высказываний
  • Умозаключения и дедукция в традиционной логике.
  • Формальный и неформальный анализ доказательств и опровержений
  • Недедуктивные аргументы
  • Теория речевых актов
  • Пресуппозиции и их триггеры.
  • Логическая прагматика: импликатуры и добросовестная коммуникация.
  • Модели аргументации
  • Риторика: логос, этос и пафос.
  • Этос оратора: рациональность, критика и благо
  • Общие места — топы как основание риторического логоса
  • Аффекты и их классификация. Структура аффективного воздействия.
  • Связи между аффектами и управление ими в коммуникации. «Экономика» аффектов
  • Эстетические основания убеждения. Поэтика, стилистика, тропология.
  • Спор и его этапы: задачи, роли и стратегии сторон
  • Цели спора: прямые и косвенные, дискурсивные и метадискурсивные
  • Дискурс и критика текста. Комплексный критический анализ высказывания и текста.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа №1
  • неблокирующий Контрольная работа №2
  • неблокирующий Контрольная работа №3
  • неблокирующий Коллоквиум по литературе курса
  • неблокирующий Коллоквиум по результатам анализа масс-медиа и аргументативных текстов
  • неблокирующий Эссе по материалам итогового коллоквиума
    В эссе слушатели представляют результаты своих case study по логическому и риторическому анализу текста. Текст и фокусировка избираются студентами самостоятельно и согласовываются с преподавателем. Результаты работы представляются на коллоквиуме №3 в виде доклада-презентации. Письменная работа оформляется стандартным образом и по объёму должна находиться в пределах 7–8 тыс. печ. знаков, шрифт Times New Roman, 12 кегль, одинарный интервал. Оформление ссылок по любой из принятых в литературе систем. Структура эссе: – Формулировка проблемы – надо указать, в чём состоит недостаток знания, – Описание материала исследования (тексты, издания, доклады, интервью, чаты, форумы, письма, архивные документы, материалы СМИ и т. п.) и методов работы с ним, – Представление результатов обработки материала, – Интерпретация, выводы. – Источники. Эссе представляется в электронном виде, срок оговаривается отдельно.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.3 * Контрольная работа №1 + 0.3 * Контрольная работа №2 + 0.4 * Контрольная работа №3
  • 2024/2025 4th module
    0.3 * Коллоквиум по литературе курса + 0.3 * Коллоквиум по результатам анализа масс-медиа и аргументативных текстов + 0.4 * Эссе по материалам итогового коллоквиума
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в логику. Университетский курс : учебник, Бочаров В.А., Маркин В.И., 2013
  • Как производить действия при помощи слов. Смысл и сенсибилии, Остин Дж., Макеева Л.Б., 1999
  • Критическое мышление : анализируй, сомневайся, формируй свое мнение, Чатфилд, Т., 2019
  • Лингвистика дискурса: структура, семантика, прагматика : курс лекций, Скребцова, Т. Г., 2020
  • Логика и теория аргументации : учебник для академического бакалавриата, Тульчинский, Г. Л., 2017
  • Поэтика; Риторика, Аристотель, ., 2010
  • Систематическая теория аргументации : прагма-диалектический подход, Еемерен, Ф. Х. ван, 2021
  • Формальная философия аргументации : коллективная монография, , 2024
  • Этика, Аристотель, ., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • . 2: Опыты: В 3 кн., Монтень, М., 1997
  • . 3: Опыты: В 3 кн., Монтень, М., 1997
  • Критическое мышление на основе элементарной логики : учеб. пособие, Тягло, А. В., 2001
  • Метаистория. Историческое воображение в Европе XIX века : пер. с англ., Уайт Х., Трубина Е.Г., 2002
  • Наедине с собой. Размышления, Марк Аврелий, 2014
  • Сочинения. Т.2: ., Аристотель, ., 1978

Авторы

  • Микиртумов Иван Борисович