2024/2025





Критическое мышление
Статус:
Общеуниверситетский факультатив
Когда читается:
1-4 модуль
Охват аудитории:
для всех
Язык:
русский
Кредиты:
10
Программа дисциплины
Аннотация
Курс по критическому мышлению познакомит студентов с основными принципами критического мышления, сформулированными в виде теории аргументации. Критическое мышление в рамках этого курса предстанет с его формальной и неформальной стороны. В первой части курса студенты научаться выделять логическую структуру различных типов аргументации, сравнивать и оценивать аргументы, а также обнаруживать наиболее распространенные ошибки и уловки, часто используемые в ходе дискуссии. Кроме того, студенты узнают о формальной структуре человеческого знания, о требованиях к его обоснованию. Студенты также научатся определять наиболее выгодное направление для построения своей аргументации – все эти умения пригодятся студентам в том числе и при написании их квалификационных работ. Вторая часть курса должна послужить практическому применению полученных навыков в сфере научной или общественно-политической дискуссии. Речь, в частности, пойдет о том, как обнаруживать намеренную и ненамеренную ложь в чужих словах, как самим ее избегать, и какие последствия есть у лжи и правды в самых разных областях человеческой жизни.
Цель освоения дисциплины
- Формирование навыков критического мышления: логический анализ естественного языка и рассуждений, построение демонстративных доказательств, использование риторической аргументации и обоснования, выявление инструментов активизации аффектов, владение техникой спора, владение средствами анализа дискурса.
Планируемые результаты обучения
- Знание сущности критического мышления. Умение ставить критические вопросы.
- Знание сущности понятий истина и правдоподобие. Владение основными техниками анализа логической формы
- Умение анализировать логическое значение выражений естественного языка
- Умение анализировать и восстанавливать логическую форму суждения. Владение техникой проноса отрицания в суждение
- Владение техникой анализа непосредственных и опосредованных умозаключений
- Умение распознавать формальные черты доказательств. Владение техникой опровержения и доказательства от противного.
- Умеет критически оценивать вероятностные и немонотонные рассуждения, достигать в них наибольшей степени убедительности
- Владеет основами теории речевых актов, умеет определять условия их успешности
- Владеет основами теории пресуппозиций, умеет выявлять пресуппозиции высказываний и фрагментов текста.
- Владеет основами логической прагматики, умеет выявлять импликатуры высказываний и фрагментов текста.
- Владение навыками выявления неоднозначности, уловок и ошибок в рассуждениях и их корректировки
- Владеет знаниями о природе риторики, умеет анализировать использование топов, определять виды речей, осуществлять подготовку убеждающей речи.
- Владеет теоретическим аппаратом теории блага на стыке этики, политики и коммуникации
- Умеет выявлять использование топов, вводить топы, показывать их применимость и неприменимость
- Умеет распознавать целевые аффекты аргументативной речи.
- Владение эстетическими инструментами аргументации.
- Умение анализировать этапы спора, цели участников на этапах и привлекаемые ими аффекты.
- Умение анализировать этапы спора, цели участников на этапах и привлекаемые ими аффекты
- Владение навыками анализа дискурса, реконструкции риторического построения аргументативного текста, критики дискурсивных установок
Содержание учебной дисциплины
- Что такое критическое мышление?
- Имя и понятие: соотношение языка и мышления
- Суждение и его логическая форма
- Сложные суждения и дедукция в логике высказываний
- Умозаключения и дедукция в традиционной логике.
- Формальный и неформальный анализ доказательств и опровержений
- Недедуктивные аргументы
- Теория речевых актов
- Пресуппозиции и их триггеры.
- Логическая прагматика: импликатуры и добросовестная коммуникация.
- Модели аргументации
- Риторика: логос, этос и пафос.
- Этос оратора: рациональность, критика и благо
- Общие места — топы как основание риторического логоса
- Аффекты и их классификация. Структура аффективного воздействия.
- Связи между аффектами и управление ими в коммуникации. «Экономика» аффектов
- Эстетические основания убеждения. Поэтика, стилистика, тропология.
- Спор и его этапы: задачи, роли и стратегии сторон
- Цели спора: прямые и косвенные, дискурсивные и метадискурсивные
- Дискурс и критика текста. Комплексный критический анализ высказывания и текста.
Элементы контроля
- Контрольная работа №1
- Контрольная работа №2
- Контрольная работа №3
- Коллоквиум по литературе курса
- Коллоквиум по результатам анализа масс-медиа и аргументативных текстов
- Эссе по материалам итогового коллоквиумаВ эссе слушатели представляют результаты своих case study по логическому и риторическому анализу текста. Текст и фокусировка избираются студентами самостоятельно и согласовываются с преподавателем. Результаты работы представляются на коллоквиуме №3 в виде доклада-презентации. Письменная работа оформляется стандартным образом и по объёму должна находиться в пределах 7–8 тыс. печ. знаков, шрифт Times New Roman, 12 кегль, одинарный интервал. Оформление ссылок по любой из принятых в литературе систем. Структура эссе: – Формулировка проблемы – надо указать, в чём состоит недостаток знания, – Описание материала исследования (тексты, издания, доклады, интервью, чаты, форумы, письма, архивные документы, материалы СМИ и т. п.) и методов работы с ним, – Представление результатов обработки материала, – Интерпретация, выводы. – Источники. Эссе представляется в электронном виде, срок оговаривается отдельно.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.3 * Контрольная работа №1 + 0.3 * Контрольная работа №2 + 0.4 * Контрольная работа №3
- 2024/2025 4th module0.3 * Коллоквиум по литературе курса + 0.3 * Коллоквиум по результатам анализа масс-медиа и аргументативных текстов + 0.4 * Эссе по материалам итогового коллоквиума
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Введение в логику. Университетский курс : учебник, Бочаров В.А., Маркин В.И., 2013
- Как производить действия при помощи слов. Смысл и сенсибилии, Остин Дж., Макеева Л.Б., 1999
- Критическое мышление : анализируй, сомневайся, формируй свое мнение, Чатфилд, Т., 2019
- Лингвистика дискурса: структура, семантика, прагматика : курс лекций, Скребцова, Т. Г., 2020
- Логика и теория аргументации : учебник для академического бакалавриата, Тульчинский, Г. Л., 2017
- Поэтика; Риторика, Аристотель, ., 2010
- Систематическая теория аргументации : прагма-диалектический подход, Еемерен, Ф. Х. ван, 2021
- Формальная философия аргументации : коллективная монография, , 2024
- Этика, Аристотель, ., 2012
Рекомендуемая дополнительная литература
- . 2: Опыты: В 3 кн., Монтень, М., 1997
- . 3: Опыты: В 3 кн., Монтень, М., 1997
- Критическое мышление на основе элементарной логики : учеб. пособие, Тягло, А. В., 2001
- Метаистория. Историческое воображение в Европе XIX века : пер. с англ., Уайт Х., Трубина Е.Г., 2002
- Наедине с собой. Размышления, Марк Аврелий, 2014
- Сочинения. Т.2: ., Аристотель, ., 1978