Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2024/2025

Цифровые бизнес-модели

Статус: Курс по выбору (Управление цифровым продуктом)
Направление: 38.04.05. Бизнес-информатика
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Управление цифровым продуктом
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Цифровая экономика открывает новые возможности по созданию инновационных бизнес-моделей и трансформации традиционных индустрий. Цифровые бизнес-модели проникают в крупные и малые организации в различных секторах экономики. Предприниматели особенно часто используют ИТ для ускоренного роста стартапов, где информация предоставляет дополнительную ценность для клиента. Дисциплина представляет возможность узнать про новые цифровые бизнес-модели на существующих и развивающихся рынках. Курс будет интересен студентам, планирующим развивать свой стартап или работать в стратегическом консалтинге по направлению цифрой бизнес и цифровая трансформация. Дисциплина содержит обзор лучших практик построения цифровых моделей, а также большой объем самостоятельной и командной работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в сфере разработки новых и улучшении существующих продуктов, процессов и сервисов организации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные принципы функционирования инновационных бизнес-моделей при определении стратегии разработки продукта.
  • Владеть навыками анализа рынка на основе шаблонов бизнес-моделей.
  • Владеть навыками построения цифровых моделей при разработке продукта.
  • Владеть навыками проверки гипотез на основе прототипов и интервью.
  • Владеть навыками расчета юнит-экономики продуктов.
  • Владеть навыками составления отчетности по метрикам продукта.
  • Владеть навыками финансового планирования.
  • Знать базовую экономику продукта.
  • Знать модели монетизации продуктов.
  • Знать основные формы отчетности.
  • Знать основы риск-менеджмента.
  • Знать шаблоны основных цифровых бизнес-моделей.
  • Уметь выразить бизнес-цели через метрики продукта.
  • Уметь оценивать основные точки риска и предлагать способы уменьшения риска.
  • Уметь оценивать пользовательский рынок и платежеспособность пользователей.
  • Уметь подбирать наиболее подходящие бизнес-модели при разработке продукта.
  • Уметь разрабатывать продуктовую стратегию.
  • Уметь разрабатывать финансовые модели.
  • Уметь разрабатываться стратегии и план реализации инноваций на основе шаблонов бизнес-моделей.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие и особенности цифровых бизнес-моделей. Цифровые бизнес-модели в стартапах и корпорациях.
  • Бизнес-модель Остервальдера и модель Lean Canvas.
  • Разработка финансовой модели и юнит-экономика.
  • Инновации в бизнес-модели. Создание ценностного предложения
  • Ценообразование в рамках цифровых бизнес-моделей.
  • Связь метрик бизнеса и продукта. Иерархия метрик
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тестирование
    Тестирование ограничено длительностью 15 минут. Доступ к прохождению теста предоставляется всей группе одновременно, окно входа в тест – 10 минут. Тестирование на платформе StartExam
  • неблокирующий Итоговое тестирование
    Студенты выполняют тест на платформе StartExam. При ответе на вопросы теста студентам нужно выбрать один ответ или несколько правильных ответов. В этом случае в тексте вопроса будет дано особое указание. Время выполнения теста - 60 минут. Доступ к прохождению теста предоставляется всей группе одновременно, окно входа в тест – 10 минут.
  • неблокирующий Активность на занятиях
    Активность в рамках занятия
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание 1: Выберите продукт и заполните для него шаблон бизнес модели Lean Canvas и шаблон Остервальдера Домашнее задание 2: Для выбранного продукта сформируйте и обоснуйте модель монетизации и цену на продукт Домашнее задание 3: Для выбранного продукта просчитайте финансовую модель на 3 года, пропишите комментарии – как был проделан расчет Домашнее задание 4: Для выбранного продукта выберите ключевые метрики продукта, NSM, распишите, как должен выглядеть дашборд с метриками здоровья продукта
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.1 * Активность на занятиях + 0.4 * Домашнее задание + 0.3 * Итоговое тестирование + 0.2 * Тестирование
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alpina - 15790 - А.Остервальдер; И.Пинье; Т.Кларк - Твоя бизнес-модель: Системный подход к построению карьеры - 9785961452181 - Альпина Паблишер - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/book/15790
  • Васильева, Е. В., Маркетинг и управление продуктом на цифровых рынках: генерация и проверка идей через CustDev, дизайн-мышление и расчеты юнит-экономики : учебник / Е. В. Васильева, М. Р. Зобнина. — Москва : КноРус, 2020. — 723 с. — ISBN 978-5-406-00500-2. — URL: https://book.ru/book/935896 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.
  • Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / Остервальдер А., Пинье И., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 288 с.: ISBN 978-5-9614-1844-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/916078
  • Разработка ценностных предложений: Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители. Ваш первый шаг: Учебное пособие / Остервальдер А., Пинье И., Бернарда Г. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 312 с.: ISBN 978-5-9614-4907-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923404
  • Шерстюк Сергей Олегович. (2015). Инновационные Бизнес Модели В Стратегии Организации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.772C0AC

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bernd W. Wirtz. (2019). Digital Business Models : Concepts, Models, and the Alphabet Case Study (Vol. 1st ed. 2019). Springer.
  • Bernd W. Wirtz. (2020). Media Management : Strategy, Business Models and Case Studies: Vol. 2nd ed. Springer.

Авторы

  • Белоярская Вера Дмитриевна
  • Халитова Владлена Игоревна