• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Институциональная экономика

Статус: Курс обязательный (Экономический анализ)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 2-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Прахов Илья Аркадьевич
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Институциональная экономика относится к циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин, обеспечивающих подготовку по направлению 38.03.01. «Экономика» подготовки бакалавриата. Для студентов этого направления дисциплина является обязательной. Цель курса состоит в том, чтобы ознакомить студентов с экономическим взглядом на обществоведение сквозь призму институционального анализа, синтезирующего дискурсы различных дисциплин, включая экономику и социологию. Таким образом расширяются профессиональный кругозор и компетенции социологов и появляется возможность использования синергического эффекта от экономического по форме и междисциплинарного по существу взгляда на институты и их влияние на экономику и общество.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов развернутого представления о текущем развитии новой институциональной теории, основных инструментов и подходов.
  • Развитие компетенций, позволяющих использовать соответствующий инструментарий для решения практических проблем.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и различает режимы прав собственности.
  • Знает классификацию трансакционных издержек Милгрома-Робертса.
  • Знает классификацию трансакционных издержек Норта-Эггертссона.
  • Знает определение и виды трансакций.
  • Знает основные гипотезы о взаимосвязи между институтами и экономическим ростом.
  • Знает основные понятия теории прав собственности.
  • Знает основные принципы экономической теории контрактов.
  • Знает основные экономические подходы к анализу фирмы.
  • Знает понятие и основные типы специфичности активов.
  • Знает понятие институциональной ловушки, причины ее возникновения.
  • Знает понятие ограниченной рациональности.
  • Знает правила координации, кооперации, перераспределения.
  • Знает предпосылки новой институциональной экономики.
  • Знает различные подходы к анализу государства в институциональной теории.
  • Понимает концепцию внешних эффектов и теорему Коуза.
  • Понимает концепцию зависимости от предыдущего пути развития.
  • Понимает концепцию остаточных прав.
  • Понимает основные принципы теории агентских отношений.
  • Понимает основные принципы теории неполных контрактов.
  • Понимает подход Уильямсона к управлению трансакциями.
  • Понимает различия между основными организационно-правовыми формами и принципы распределения остаточных прав.
  • Понимает эксплуататорские теории государства.
  • Студент способен сформулировать суть понятия "институты" , их отличительные признаки и функции ими выполняемые.
  • Умеет применять теорию агентских отношений к анализу государства.
  • Студент способен сформулировать суть понятия "институты", их отличительные признаки и функции ими выполняемые
  • Знает правила координации, кооперации, перераспределения
  • Знает понятие "рутины"
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в институциональный анализ
  • Институты в экономическом анализе
  • Теория трансакционных издержек
  • Теория контрактов
  • Теория прав собственности
  • Теория фирмы
  • Теория государства
  • Институты и институциональные изменения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Подготовка и презентация доклада направлена на развитие нескольких навыков. Во-первых, студенты учатся работать с академическими статьями на английском языке. Во-вторых, подготовка доклада осуществляется в группах по 2 человека, причем оценки докладчики получают одинаковые, что способствует развитию навыков совместной работы и повышает ответственность за общий результат. В-третьих, в ходе доклада студенты делают powerpoint презентацию, что является необходимым навыком для представления своей работы. И, наконец, обсуждение доклада в группе, с участием докладчиков и остальной части аудитории, развивает навыки обсуждения научных результатов. Докладчики готовят выступление на семинаре (10 минут на доклад) в виде powerpoint презентации на 6-8 слайдов. В устной части доклада докладчик должен передать позицию автора и уметь аргументировано объяснять цели автора, методы, которые он использует, полученные автором в статье результаты. Поскольку ограничения по времени достаточно строгие, докладчик должен хорошо понимать статью и не должен пересказывать ее близко к тексту. Также докладчики готовят вопросы аудитории, на которых строится обсуждение статьи. Требования к докладчикам Время презентации доклада не должно превышать 10 минут. За 2 минуты до окончания отведенного времени преподаватель показывает табличку «2 мин.», а по истечении времени – табличку «Стоп», после чего доклад считается завершенным. Презентация доклада не должна представлять собой пересказ статьи. Примерная структура презентации статьи выглядит следующим образом. 1. Название Вашего доклада Лаконичное, информативное, привлекающее внимание. Желательно, чтобы название доклада не совпадало с названием оригинальной статьи, но при этом содержало в себе основную тему презентации. 2. Постановка вопроса Вам необходимо сформулировать один вопрос (25 слов или меньше, лучше – меньше), на который вслед за авторами статьи Вы ответите в процессе Вашей презентации. 3. Почему рассматриваемый вопрос является важным? Вы должны аргументировать, почему проблема, затронутая в статье, является актуальной? Кого она может заинтересовать? На какую литературу, и эмпирические данные опирается автор оригинальной статьи? Какое влияние данное исследование может оказать на решение проблемы? Какова теоретическая и практическая значимость исследования? 4. Как авторы отвечают на поставленный вопрос? Необходимо коротко, но четко описать, какой теоретический аппарат использует автор, какие методы. Например, статистические тесты, лабораторные эксперименты, математические доказательства, контрпримеры, мета-анализ. 5. Какие данные используются (например, панельные данные, исторические, полученные в ходе эксперимента)? Каковы источники полученных данных? 6. Какие выводы можно сделать на основании результатов проведенного исследования? Какой основной вывод можно сделать на основании данной статьи? Как полученные авторами выводы соотносятся с действительностью? Оказались ли верными поставленные гипотезы? Какие направления для дальнейшего исследования можно предложить? 7. Кейс по России В качестве иллюстрации (или опровержения) выводов, полученных авторами оригинальной статьи, Вам нужно подобрать и проанализировать пример из российской практики, соотносящийся с тематикой статьи и поставленного в презентации вопроса. Пример из российской практики может как подтверждать выводы авторов статьи, так и противоречить им.
  • неблокирующий Домашняя работа
    Домашняя работа состоит из нескольких типовых задач, аналогичных тем, что будут разбираться на семинарских занятиях. Выполнение домашней работы направлено на самостоятельную проработку моделей, лежащих в основе рассматриваемых задач.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзаменационная работа в формате теста с тремя блоками вопросов: вопросы с единственным верным ответом, вопросы с несколькими возможными вариантами ответа, открытый вопрос.
  • неблокирующий Тест по лекциям
    После каждой лекции проводится тест, состоящий из 5 вопросов (множественный выбор). Проведение тестов направлено на стимулирование посещаемости, повышение вовлеченности учебный процесс и проработку основных концепций, рассмотренных в рамках лекции.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.3 * Доклад + 0.25 * Домашняя работа + 0.15 * Тест по лекциям + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Институты, институциональные изменения и функционирование экономики, Норт, Д., 1997
  • Курс институциональной экономики : институты, сети, трансакционные издержки, контракты, учебник, XL, 442 с., Кузьминов, Я. И., Бендукидзе, К. А., Юдкевич, М. М., 2006
  • Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты : учебник, Кузьминов Я.И., Бендукидзе К.А., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Informal institutions and democracy : lessons from Latin America / edited by Gretchen Helmke . (2006). Baltimore: Johns Hopkins University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.257469443
  • Levitsky, S., & Helmke, G. (2006). Informal Institutions and Democracy : Lessons From Latin America. Baltimore: Johns Hopkins University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=215883
  • Oliver E. Williamson. (2000). The New Institutional Economics: Taking Stock, Looking Ahead. Journal of Economic Literature, (3), 595. https://doi.org/10.1257/jel.38.3.595
  • ПОЛТЕРОВИЧ В.М. (1998). Институциональные Ловушки - Результат Неверной Стратегии Реформ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2B5C49BC

Авторы

  • Кабирова Ирина Александровна
  • Прахов Илья Аркадьевич