• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Психология удачи

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Удача – это умение замечать неочевидные ситуации, распознавать новую возможность, даже не имея подобного опыта в прошлом, и действовать, создавая новый успешный опыт. Принципы удачи, - удачливого стечения обстоятельств, - одинаковые для всех людей, это набор социально-психологических качеств, которые можно развить у любого человека. Курс является первой научно обоснованной программой в России по обучению экспоненциальному успешному поведению в нестабильной среде с практической проработкой личной стратегии поведения. Во время курса предполагается, помимо интерактивных лекций и семинаров, индивидуальная исследовательская работа, научно-практический проект в командах, персональный трек личного развития.Курс даст возможность интегрировать усвоенные модели удачливых людей в личную психологическую практику, бизнес коучинг, коучинг спортсменов и научных команд, управление людьми в организации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • дать студентам новые научно-обоснованные инструменты успешной стратегии жизни в нестабильном контексте времени, научить инструментам современного лидерства
  • повысить самоэффективность студентов в решении сложных и новых задач, дав основы этического и ответственного поведения в обществе
  • научить проводить исследования в сфере позитивной психологии и реализовывать практические прикладные проекты в командах
  • улучшить психологическое состоянин студентов через повышение веры в свои способности успешно действовать в неопределенности, используя современную базу знаний о поведении человека
  • тренировка полученных навыков в прикладных проектах
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • повысить свою самоэффективность в решении сложных задач широкого спектра
  • использовать конкретные концепции, модели и методы современной психологии для Когнитивно-поведенческой коррекции своего поведения
  • интегрировать в коучинговую работу стратегии удачливого человека
  • создавать успешные стратегии решения сложных задач, используя научные знания в сфере принятия решений, креативности, социальной психологии, сетевого анализа и др.
  • использовать различные фреймвоки для мотивации других людей и воспитания лидерских качеств
  • улучшить свое психологическое состояние и снизить страх неопределенности
  • применять в управлении людьми навыки удачи в динамичной рабочей среде 21 века, действуя последовательно, этично и социально ответственно
  • планировать и выполнять исследовательскую работу в сфере позитивной психологии
  • использовать инструменты творчества для создания и реализации инновационных идей
  • формировать команды для выполнения проекта курса, распределять зоны ответственности, поддерживать мотивацию членов команд и представлять результаты своей работы в конце курса
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в психологию удачи. Принципы удачи. Big 5 удачливого человека
  • I этап: ФОКУС ВНИМАНИЯ - расширение охвата внимания, поиск неочевидных связей между явлениями/событиями
  • II этап: ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ - обработка возможных сценариев, прислушивание к интуиции, выбор действия, формирование намерения
  • III этап: ДЕЙСТВИЕ - ВЫЗОВ – преодоление привычных реакций, страхов, внутреннего сопротивления к действиям
  • IV этап: ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ & НАСТОЙЧИВОСТЬ - оправданная настойчивость дойти до результата, даже при небольших шансах на удачу
  • V этап: РЕЗУЛЬТАТ - интерпретация опыта, интеграция в паттерн поведения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность и участие в исследовании
    Студенты в небольших группах или индивидуально (в зависимости от задания) читают/просматривают новый кейс, статью или задание, выполняют данную преподавателем задачу и представляют решение и ответы на вопросы классу с последующим обсуждением в группах или индивидуально
  • неблокирующий Индивидуальное исследование-интервью и его обработка
    Индивидуальное исследование-интервью проводится студентом самостоятельно. Тема исследования может быть предложена самим студентом и утверждена у преподавателя или же тема исследования может быть дана преподавателем. В рамках задания студент определяет цели исследования, план исследования, проблематику и формирует вопросы интервью. После проведения интервью данные обрабатываются с помощью методов качественного анализа (возможно и количественное исследование), и отчет формируется по аналогии с написанием научно-исследовательской статьи.
  • неблокирующий Групповой проект
    Групповой проект в сотрудничестве с внешней компанией или физическим лицом включает в себя решение поставленной задачи в рамках проекта и финальную презентацию результатов проекта. Класс делится на несколько команд. Преподаватель заранее рассказывает о требованиях к представлению группового проекта и его структуре. Финальную презентацию проекта будет необходимо отправить преподавателю и устно представить на защите проекта на семинаре или лекции. Презентация проекта оценивается как конкурс работ жюри, сформированном с приглашением внешних представителей- экспертов в теме проекта. Компания -партнер может попросить подписать NDA соглашение со студентами для участия в проекте при согласии студентов
  • неблокирующий Тест
    Итоговый экзамен. Итоговый экзамен проводится в форме теста. Студентам задаются 10-15 вопросов закрытого и открытого типов. Использование материалов во время теста не разрешается. При оценке результатов итогового экзамена будет использоваться 10-балльная шкала. В случае списывания студент получит 0.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.35 * Активность и участие в исследовании + 0.3 * Групповой проект + 0.1 * Индивидуальное исследование-интервью и его обработка + 0.25 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alpina - 21482 - К.Санстейн; Р. Талер - Nudge: Архитектура выбора (краткое изложение) - 9785961400446 - КнигиКратко - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/book/21482
  • Alpina - 23147 - К.Буш - Неслучайная случайность: Как управлять удачей и что такое серендипность - 9785961475715 - Альпина Паблишер - 2022 - https://hse.alpinadigital.ru/book/23147
  • Granovetter, M. (1983). The Strength of Weak Ties: a Network Theory Revisited. Sociological Theory, 201. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=sih&AN=10313288
  • Martin Fishbein, & Icek Ajzen. (2010). Predicting and Changing Behavior : The Reasoned Action Approach. Psychology Press.
  • Richard M. Ryan, & Edward L. Deci. (2000). Intrinsic and extrinsic motivations: Classic definitions and new directions. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8B9581CC
  • Успех и удача : фактор везения и миф меритократии, Фрэнк, Р., 2021

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alpina - 18809 - Д. Канеман - Думай медленно, решай быстро (краткое изложение) - 9785961400305kk - КнигиКратко - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/book/18809
  • Alpina - 21146 - С. Адамс - Теория везения. Практическое пособие по повышению вашей удачливости (краткое изложение) - 9785961400321kkaudio - КнигиКратко - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/21146
  • Runco, M. A. (2014). Creativity : Theories and Themes: Research, Development, and Practice (Vol. 2nd ed). Burlington: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=593412
  • Психология влияния. 5-е изд . - 978-5-4461-9459-9 - Чалдини Р. - 2021 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/377298 - 377298 - iBOOKS
  • Успех и удача. Фактор везения и миф меритократии / пер. с англ. О. Левченко ; под науч. ред. А. Смирнова ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд., эл. - 978-5-7598-1429-0 - Фрэнк Р. - 2020 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/372784 - 372784 - iBOOKS

Авторы

  • Абрамова Ольга Александровна