2024/2025



Теория решения изобретательских задач и критическое мышление
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Школа инноватики и предпринимательства
Когда читается:
3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Огнёв Дмитрий Владимирович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина направлена на развитие у студентов навыков по применению инструментов нестандартного и системного мышления для решения бизнес-задач. В результате освоения дисциплины студент должен знать основные инструменты ТРИЗ (постановка проблемы, идеальность, противоречие, функционально-ориентированный поиск и другие), уметь применять их в ходе работы по решению реальных бизнес-задач (например, задач по улучшению операционных показателей, задач создания и вывода продукта на рынок, иных организационно-управленческих задач), а также овладеть навыками работы в команде и публичного обсуждения идей и проектов. Особое внимание уделяется развитию творческого мышления, способности анализировать сложные системы и предлагать оригинальные решения. Практическая часть курса включает работу над учебными проблемами, что позволяет обучающимся приобрести навыки применения инструментов ТРИЗ для поиска сильных решений. Программа соответствует требованиям к аттестации на 1 уровень специалиста по ТРИЗ. По итогам обучения возможно прохождение аттестации у Полномочного представителя Экспертно-методического Совета МАТРИЗ.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины является освоение студентами основных инструментов и алгоритмов решения задач ТРИЗ (постановка проблемы, идеальность, противоречия и другие) и умение применять их в ходе работы по решению реальных бизнес задач (например, задач по улучшению операционных показателей, задач создания и вывода продукта на рынок, иных организационно управленческих задач).
Планируемые результаты обучения
- Знает историю ТРИЗ, основные понятия ТРИЗ, цели применения ТРИЗ
- Знает определение ПСА, правила ПСА, механизм разрыва причинно-следственных цепочек с помощью оператора отрицания
- Знает понятие и сущность противоречия, виды противоречий, способы разрешения противоречий
- Знает содержание системного оператора, этапы функционального анализа, правила свертывания
- Знает сущность функционально-ориентированного поиска, понятие обобщенной функции, способы поиска «лидирующих» отраслей, сущность и цели применения диверсионного анализа, понятие вредного эффекта, способы создания вредного эффекта
- Знает что такое идеальность и ИКР, способы поиска и применения ресурсов
- Умеет формулировать идеальность в задаче, находить ресурсы, создавать список возможных ИКР
- Умеет формулировать обобщенную функцию, переносить технологию на решаемую задачу, ставит вторичные задачи, создавать вредные эффекты в задаче.
- Умеет строить причинно-следственную цепочку и применять оператора отрицания для её разрыва
- Умеет формулировать противоречия, применять способы разрешения физических и технических противоречий
- Умеет применять «системный оператор» к проблемной ситуации, проводить функциональный анализ (строить функциональную модель) и проводить свертывание.
Содержание учебной дисциплины
- Знакомство и введение в ТРИЗ. История создания и развития ТРИЗ
- Работа с проблемным полем и причинно-следственный анализ (ПСА)
- Идеальность и идеальный конечный результат. Ресурсный анализ
- Противоречия и приемы их устранения
- Функционально-ориентированный поиск
- Функциональный анализ и свертывание
- Дополнительные методы
- Комплексные алгоритмы решения сложных задач
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Alpina - 16827 - С.Фаер - Траблшутинг: Как решать нерешаемые задачи, посмотрев на проблему с другой стороны - 9785961452884 - Альпина Паблишер - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/book/16827
- Альтшуллер, Г. С. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач : пособие / Г. С. Альтшуллер. - 9-е изд. - Москва : Альпина Пабл., 2016. - 402 с. - ISBN 978-5-9614-5558-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/915077
Рекомендуемая дополнительная литература
- Alpina - 18809 - Д. Канеман - Думай медленно, решай быстро (краткое изложение) - 9785961400305kk - КнигиКратко - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/book/18809