• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Теория и практика группового человекоцентрированного взаимодействия

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Консультативная психология. Персонология
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к циклу психологических дисциплин, обеспечивающих подготовку по специальности 37.04.01 – психология, уровень магистра, является выборной дисциплиной подготовки по магистерской программе «Консультативная психология. Персонология» Центра фундаментальной и консультативной персонологии департамента психологии НИУ ВШЭ. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теории личности», «Основы психологического консультирования», «Консультативная психология», «Человекоцентрированный подход в социальной сфере», «Основы клиентоцентрированной психотерапии», «Гуманистическая групповая психотерапия» Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: НИС «Человекоцентрированный подход: теория и практики», «Практика психотерапевтического взаимодействия», «Экспрессивная психотерапия».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются: - знакомство с основными формами и этапами группового человекоцентрированного взаимодействия; -предоставление студентам пространства и возможностей для самоисследования средствами группы встреч; - практика базовых психотерапевтических установок (безусловного позитивного принятия, эмпатии и конгруэнтности) в межличностном общении.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет личный опыт восьмой стадии общения в формате группы встреч (способность глубинного самопринятия, трансперсональное контактирование)
  • Имеет личный опыт второй стадии общения в формате группы встреч (фрустрация в отсутствии структуры общения)
  • Имеет личный опыт первой стадии общения в формате группы встреч (primary social talks)
  • Имеет личный опыт пятой стадии общения в формате группы встреч (способность открытого выражения негативных чувств в адрес участников группы в форме я-высказываний)
  • Имеет личный опыт седьмой стадии общения в формате группы встреч (способногсть к активному эмпатическому слушанию партнеров по общению)
  • Имеет личный опыт третьей стадии общения в формате группы встреч (неудачные попытки самораскрытия, ощущения непринятости, рост эмоционального напряжения)
  • Имеет личный опыт четвертой стадии общения в формате группы встреч (secondary social talks)
  • Имеет личный опыт шестой стадии общения в формате группы встреч (способность открытого выражения любых актуальных переживаний в межличностном общении)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Знакомство участников группы Представления фасилитаторов. Представления участников группы. Отсутствие общей темы обсуждения. Растерянность. Попытки поверхностного, вежливого общения (primary social talks).
  • Тема 2. Ощущение фрустрации из-за отсутствия структуры Отсутствие связности между высказываниями участников группы. Попытки найти и предложить группе некую «тему», в равной мере интересную для всех участников тренинга, постепенно осознаются как несостоятельные. Возникновение и постепенное усиление ощущения фрустрации у участников группы из-за отсутствия какой-либо заданной извне структуры. Нарастание пауз и общего напряжения в группе.
  • Тема 3. Первые попытки самораскрытия и сопротивление этому Фасилитация первых попыток самораскрытия. Внутриличностное и межличностное сопротивление самораскрытию. Позитивные эффекты роста напряжения в группе. Групповая динамика. Варианты непринимающего (оценочного) и аэмпатического взаимодействия. Язык непринятия (по Т.Гордону). Аккумуляция негативных переживаний (неудовлетворенности, досады, раздражения, подавленности и т.п.
  • Тема 4. Описание прошлых, более безопасных событий и чувств Поиск зон безопасного (анонимного, отчужденного, отстраненного) самопредъявления. Тенденции объективизировать, рационализировать и психологизировать групповое обсуждение (secondary social talks).
  • Тема 5. Открытое выражение негативных переживаний Агрессия в адрес фасилитаторов группы. Фасилитация негативных переживаний у участников группы как форм самопредъявления. Преобразование негативных и аффективных оценочных суждений в конгруэнтные самораскрытия. Переход от ты-высказываний к я-высказываниям (по Т.Гордону).
  • Тема 6. Выражение любых переживаний, возникающих «здесь и теперь» Аккумуляция невыраженных позитивных переживаний. Фасилитация латентных позитивных переживаний у участников группы. Изменение эмоционального климата в группе. Рост взаимного доверия. Открытое общение. Первичные психотерапевтические эффекты группы.
  • Тема 7. Попытки исследования личностно значимых тем Фасилитация самоисследования. Возникновение тематики фасадов и масок во внутриличностном и межличностном общении. Проявления интолерантности и конфронтации. Активное эмпатическое слушание и трансперсональное контактирование.
  • Тема 8. Проявления самопринятия и основная встреча Фасилитация трансперсонального общения. Интегрирующие переживания (по М.Боуэн). Метафорические высказывания. Глубокая, герменевтическая (по В.Кайлю) эмпатия. Нарастание чувств взаимосвязанности, близости, общности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий посещение
  • неблокирующий выступление на семинарах
  • неблокирующий эссе
  • неблокирующий реферат
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.25 * эссе + 0.125 * посещение + 0.125 * выступление на семинарах + 0.25 * реферат
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Карл Роджерс и его последователи : психотерапия на пороге ХХI века: сб. ст.: пер. с англ., , 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • А.Б. Орлов. (2004). ПЕРСПЕКТИВЫ ГУМАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ (РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ К. РОДЖЕРСА, Дж. ФРЕЙБЕРГА «СВОБОДА УЧИТЬСЯ»). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.25CA8B9B

Авторы

  • Орлов Александр Борисович