• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Методологические основы психологии

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: Консультативная психология. Персонология
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 26

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, изучающих дисциплину «Методологические основы психологии». Программа разработана в соответствии: с Образовательным стандартом ФГАОУВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»» по направлению Психология, уровень подготовки: магистратура (от 2020 г.). Настоящая дисциплина относится к циклу обязательных базовых дисциплин направления «Психология», обучающихся по магистерским программам. Программа содержит все разделы, включенные в стандарты обучение магистров Министерства образования и науки РФ и НИУ ВШЭ. Программа приспособлена к новой преподавательской ситуации - многие студенты магистратуры по психологии не имеют высшего психологического образования. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: все научно-исследовательские семинары, магистерские, кандидатские и докторские диссертации. Программа состоит из 5 основных разделов (тем): 1. Понятие о науке и научных методах, понятие о рефлексии, структура методологического знания, история методологии, методы моделирования реальности. 2. Методология и психология. Специфика и виды психологического знания, объект и предмет психологии, виды моделей, психологические школы, теории и законы психологии, проблема теории и практики. 3. Принципы психологии. Понятия и системы принципов (детерминизма, развития, активности системности и др.). 4. Категории психологии. Системы и перечни категорий. Психика, образ мира, сознание, деятельность, личность. Категориальный анализ. 5. Основные актуальные проблемы современной психологии. Понятие: актуальная проблема. Универсальные схемы анализа. Перечни и характеристики актуальных проблем. Изучение тем проводится в виде лекций, семинаров и форм самостоятельной работы (подготовка докладов, домашние задания и др.). В программе содержатся критерии отметок за различные виды работы, образцы вопросов и тестов; темы всех лекций и семинаров с перечнем основной и вспомогательной литературы для их изучения. В описании семинаров даны темы для докладов и разбираемые вопросы, структуры дополнительных заданий. Также в Приложениях содержатся образцы дополнительных заданий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Подготовка студентов-магистрантов к квалифицированному самостоятельному использованию изучаемых понятий, принципов и методов в прикладных и научных разработках.
  • Изучение основных понятий и методов, теории и методологии современной психологии, позволяющих ориентироваться в литературе, выбирать и изучать информацию (специальную литературу, сетевые ресурсы и др.), необходимую для решения конкретных научных и прикладных профессиональных проблем.
  • Формирование понятий о законах, теориях и методах современной психологии, позволяющих профессионалу использовать эти теории и методы, критически относиться к ним, модифицировать их с проведением необходимых процедур стандартизации.
  • Формирование умения рефлексивно относиться к используемым в своей и чужой профессионально-прикладной и научной работе понятиям, принципам, законам, теориям и методам.
  • Формирование умения творчески относиться в своей и чужой профессионально-прикладной и научной работе понятиям, теориям и методам.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание дескриптивных и нормативных функций методологии.
  • Знание о рефлексии деятельно-сти, проектировании деятельности.
  • Знание о рефлексии деятельности, проектировании деятельности.
  • Знание о структуре познава-тельной ситуации, проблеме и методологических подходах к ее решению.
  • Знание основных принципов и категорий науки, основных принципов и категорий психо-логии.
  • Знание основных принципов и категорий науки, основных принципов и категорий психологии.
  • Умеет определять основные понятия
  • Умение аргументировано изла-гать и отстаивать свою точку зрения, умение вести дискус-сию, знание о требованиях к научным теориям, моделям, о критериях научности.
  • Умение аргументировано излагать и отстаивать свою точку зрения, умение вести дискуссию, знание о требованиях к научным теориям, моделям, о критериях научности.
  • Умение ретроспективно и проспективно описывать основные этапы своей деятельности, критически оценивать выполнение деятельности, выносить суждения о возможной оптимизации.
  • Умение самостоятельно находить и анализировать информацию по избранной теме, критически оценивать информацию на основе критериев научности.
  • Умение самостоятельно проводить теоретический поиск, выделять главное, рефлексивно относиться к освоению новых методов.
  • Умеет определять основные понятия. Ориентируется в ключевой терминологии
  • Различает основные принципы психологической науки. Определяет их содержание.
  • Формулирует, в чем заключаются разные стадии развития науки.
  • Описывает структуру методологического знания (уровни методологии науки), приводит примеры.
  • Воспроизводит основные научные проблемы психологии. Рассуждает по теме научных проблем и иллюстрирует их современное состояние
  • Определяет понятие "научные революции". Различает классический, неклассический и постнеклассический типы научной рациональности.
  • Определяет объект и предмет психологии. Аргументирует отличие объекта и предмета исследования.
  • Обосновывает, в чем заключается проблема предмета в психологии.
  • Рефлексирует и описывает ограничения основных методов психологии.
  • Аргументирует, в чем заключался кризис психологии на этапе научных школ.
  • Аргументирует преимущества и ограничения существующей системы категорий (понятий).
  • Дает определения основным категориям психологии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Наука, методология науки, научные методы
  • Тема 2. Методология и психология
  • Тема 3. Принципы психологии
  • Тема 4. Категории психологии
  • Тема 5. Актуальные методологические и теоретические проблемы психологии
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещение занятий
  • неблокирующий Работа на семинарах (обсуждение, доклады, домашние задания)
  • неблокирующий Разработка заданий
    1. Разработка упражнений. Составить 5 (пять) зачтенных преподавателем после проверки упражнений по предмету «Методологические основы психологии», аналогичных предложеным в учебнике. Описание каждого упражнения должно включать с себя следующие четыре составляющие: 1) текст задания – не более 800 знаков с пробелами; 2) правильный ответ (варианты правильного ответа); 3) инструкция (задание) студентам; 4) объяснение получаемого в результате упражнения учебного результата. Учебными результатами могут быть следующие: навыки рефлексивной работы; навыки выделения оснований; навыки выделения принципа; объединения данных в систему (не просто перечисление); получение знаний по предмету как результат выполнения учебных действий; получение знаний по предмету для выполнения учебных действий; получение знаний по предмету как результат решения предложенной проблемы; навыки переформатирования текста с сохранением смысла и информации; навыки обобщения, нахождения закономерности, аналогии; опровержения и пр. Просто запоминание знаний по предмету в результате выполнения упражнения не считается достаточным учебным эффектом упражнения. При наличии одинакового упражнения у двух или большего количества разных студенов данное упражнение не зачитывается никому. 2. Разработка тестовых заданий. Составить 10 (десять) зачтенных преподавателем после проверки тестовых заданий по предмету «Методологические основы психологии», аналогичных предложеным в учебнике. Тестовые задания должны содержать условие (вопрос) и, например, 4 варианта ответа (примеры см. в основном учебнике). Варианты должны быть максимально однозначными, правильный ответ должен быть доступен студенту в основной литературе курса. Вопросы должны быть интересными и достаточно сложными (т.е. не примитивными).
  • блокирующий Экзамен
    0-1-2-3 оценка, полученная на экзамене блокирует возможность получения оценки по дисциплине. При неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    0.2 * Посещение занятий + 0.5 * Работа на семинарах (обсуждение, доклады, домашние задания) + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в общую психологию : учеб. пособие для вузов, Гиппенрейтер, Ю. Б., 2016
  • Корнилова, Т. В.  Методологические основы психологии : учебник для вузов / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 490 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14531-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477836 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Методологические основы психологии : Учеб. пособие для вузов, Веракса Н.Е., 2008
  • Методологические основы психологии : учебник для бакалавров, Корнилова, Т. В., 2012
  • Психология деятельности человека, Шадриков, В. Д., 2013
  • Психология личности : принципы общепсихологического анализа: учебник для вузов, Асмолов, А. Г., 2001
  • Современная психология. Теория и методология. Т. 1: ., Серкин, В. П., 2018
  • Человек над ситуацией, Петровский, В. А., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • "Я" в персонологической перспективе, Петровский, В. А., 2013
  • Балин, В. Д.  Теоретическая психология : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. Д. Балин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 210 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-09546-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438310 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Балин, В. Д.  Теоретическая психология : учебное пособие для вузов / В. Д. Балин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 210 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09546-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472361 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Введение в методологические основы психологии : учеб. пособие, Лубовский, Д. В., 2005
  • Введение в психологию : учеб. пособие для вузов, Гальперин, П. Я., 2007
  • Выготский, Л. С.  Лекции по психологии. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 432 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07471-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471790 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Дружинин, В. Н.  Экспериментальная психология : учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В. Н. Дружинин. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 386 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-09236-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/427494 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Дружинин, В. Н.  Экспериментальная психология : учебное пособие для вузов / В. Н. Дружинин. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 386 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09236-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474657 (дата обращения: 28.08.2023).
  • История и философия науки, учебное пособие, 432 с., Бучило, Н. Ф., Исаев, И. А., 2012
  • История психологии : учебник для вузов, Марцинковская, Т. Д., 2011
  • История психологии, Ярошевский, М. Г., 1976
  • Константинов, В.В. История психологии : учебник для вузов (Стандарт третьего поколения) / В.В. Константинов. — Санкт-Петербург : Питер, 2019. — 432 с. — (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-4461-0793-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055263 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055263
  • Методология качественных исследований в психологии : учеб. пособие / Н.П. Бусыгина. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 304 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/944401
  • Основы теоретической психологии : учеб. пособие для вузов, Петровский, А. В., 1999
  • Панферов, В. Н.  Методологические основы и проблемы психологии : учебник и практикум для вузов / В. Н. Панферов, С. А. Безгодова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 265 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00362-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469600 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Психология личности : принципы общепсихологического анализа: учебник для вузов, Асмолов, А. Г., 2002
  • Серкин, В. П.  Психосемантика : учебник и практикум для вузов / В. П. Серкин. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 318 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01229-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469096 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Системность в психологии : избр. психол. тр., Ломов, Б. Ф., 2011
  • Философия науки: история и теория : учеб. пособие, Никифоров, А. Л., 2006

Авторы

  • Серкин Владимир Павлович
  • Лебедева Анна Александровна
  • Будинайте Гражина Леонардовна