Магистратура
2022/2023
Информационно-аналитические технологии в здравоохранении
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Управление и экономика здравоохранения)
Направление:
38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Департамент политики и управления
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Алмазов Андрей Александрович
Прогр. обучения:
Управление и экономика здравоохранения
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
Учебная дисциплина «Информационно-аналитические технологии в здравоохранении» нацелена на формирование у магистров знания об основных концепциях ИТ технологий в системе общественного здравоохранения.
В результате освоения дисциплины магистрант должен
знать:
• принципы формализации и обработки административной и медицинской информации в информационных системах;
• методы моделирования и формализованного описания рабочих процессов (бизнес-процессов) в организации системы общественного здравоохранения;
• основные принципы использования и границы применимости современных ИТ-технологий в медицине и здравоохранении;
• методические подходы к оценкам рисков и обеспечение информационной безопасности, основы построения интегрированного электронного документооборота;
• классификацию и тренды развития инновационных технологий, принципы создания и применения систем поддержки принятия врачебных решений;
• принципы, возможности, нормативные и объективные ограничения при оказании медицинских услуг с помощью телемедицины (дистанционных технологий);
• основы и способы управления проектами и изменениями при внедрении ИТ технологий в рутинную практику;
• базовые принципы построения аналитики с использованием ИТ
• современные тренды и перспективы развития систем с использованием искусственного интеллекта;
• перспективы развития технологии цифровых двойников, что такое «метавселенные» на практике и как они используются в медицине;
• ключевые вопросы этики(биоэтики) и риски применения прорывных инновационных технологий в здравоохранении (ИИ, генная инженерия, глубокая аналитика и др.).
уметь:
• толковать смысл понятий современных информационных технологий, комплексных и локальных информационных систем, «облачных» технологий в здравоохранении и систем с применением технологий искусственного интеллекта;
• выделять и описывать принципы, на которых основываются современные информационные технологии;
• определять возможности применения современных информационно-аналитических технологий для постановки и решения дискретных задач;
• структурировать, классифицировать и оценивать возможности и потенциальный эффект применения инновационных технологий в здравоохранении;
• применять общее программное обеспечение для сбора данных в целях аналитической и статистической обработки, в том числе при проведении биомедицинских исследований;
• составлять модель угроз и рисков при управлении проектами, разрабатывать план внедрения информационных технологий и документацию для управления проектами;
• разрабатывать концепцию управленческого учета в медицинской организации и планы проектов по внедрению медицинских информационных систем для его постановки;
владеть:
• навыками работы с прикладными программными средствами для решения задач информационно-аналитического обеспечения управления системой общественного здравоохранения;
• навыками анализа и выбора оптимальных методов и технологий автоматизированной обработки информации;
• базовыми программами управления ИТ-проектами;
• методикой оценки инновационных технологий в здравоохранении (уровень технологической готовности и инновационности).
Изучение дисциплины «Информационно-аналитические технологии в здравоохранении» базируется на дисциплинах:
• информатика в объеме программы бакалавриата;
• управление и экономика системы общественного здравоохранения в объеме программы бакалавриата.
Для освоения учебной дисциплины магистранты должны владеть знаниями и компетенциями:
• знать основные принципы управления и экономики системы общественного здравоохранения;
• знать методы решения задач по внедрению информационно-аналитических техно-логий в системе общественного здравоохранения;
• обладать навыками работы с общим программным обеспечением.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин:
1. Прикладные медицинские специальности;
2. Информатика социальной сферы;
3. Управление и экономика системы общественного здравоохранения.
Цель освоения дисциплины
- Учебная дисциплина «Информационно-аналитические технологии в здравоохранении» нацелена на формирование у магистров знания об основных концепциях информационно-аналитических технологий в системе общественного здравоохранения.
Планируемые результаты обучения
- - знать классификацию информационно-коммуникационных технологий, применяемых в профессиональной деятельности; - основные принципы использования и границы применимости современных ин-формационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
- - основные принципы оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам в офлайн- и онлайн-виде полностью или частично; - текущее состояние и границы применения систем поддержки принятия врачебных решений, в т.ч. с технологиями «искусственного интеллекта».
- - проводить оценку систем поддержки принятия врачебных решений и выбирать методику их апробации и внедрения в клиническую практику; - обеспечить структурирования необходимого набора данных для работы информационно-аналитических систем и разработать задание на вывод результатов.
- В результате освоения дисциплины магистрант должен: - знать принципы структурирования административной и медицинской информации; - содержание понятий современных информационных и коммуникационных технологий, комплексных и локальных информационных систем, «облачных» технологий в здравоохранении;
- владеть: - навыками работы с прикладными программными средствами для решения задач информационно-аналитического обеспечения управления системой общественного здраво-охранения; - навыками анализа и выбора оптимальных методов и технологий автоматизированной обработки информации. - методами оценки и исследования возможностей информационных-аналитических си-стем и технологий в здравоохранении.
- уметь: - выделять и описывать принципы, на которых основываются современные информационные и коммуникационные технологии; - определять возможности применения современных информационно-аналитических технологий; - оценивать необходимость и определять функциональность применения информационных систем в медицинской организации, разрабатывать концепт архитектуры комплекс-ной информационной системы;
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Общие принципы формирования и развития информационно-коммуникационных систем в социальной сфере и здравоохранении России и зарубежных стран: сравнительный анализ.
- Тема 2. Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения.
- Тема 3. Личный кабинет пациента/здоровья, электронные копии медицинской документации, цифровой след и цифровые данные индивидуума.
- Тема 4. Дистанционная медицина (телемедицина).
- Тема 5. Информационная квалификация и навыки персонала.
- Тема 6. Информационные системы и планирование, проектное управление.
- Тема 7. Управленческий учет в медицинской организации, расчет реальной себестоимости медицинских услуг, первичный учет, управление маршрутизацией пациента и ресурсами, управление отношениями с пациентами, поддержка комплексных программ ведения пациента.Разберем базовые понятия (надеюсь повторение) по управленческому учету и как они обеспечиваются информационными системами, что необходимо учесть при проектировании, внедрении и эксплуатации информационных систем, какова должна быть структура баз данных и принципы ее построения. Роль бигдаты и статистики для возможности управления эффективностью медицинской организации.
- Тема 8. Присутствие в интернете и социальных сетях (сайты, программы продвижения, информационные каналы и мессенджеры), «интернет знаний» как следующий этап развития общей информационно-коммуникационной среды.
- Тема 9. Правовое регулирование отношений в сфере информационных технологий.
- Тема 10. Информационно-коммуникационные технологии в вопросе управления и сохранения статуса здоровья индивидуума.
- Тема 11. Использование информационно-коммуникационных технологий в социальном и коммерческом страховании.
- Тема 12. Экспертные системы и системы поддержки принятия врачебных решений.
- Тема 13. Биоинформатика. Введение в тему.
- Тема 14. Онтологии и семантика в здравоохранении.
- Тема 15. Презентация и обсуждение групповых проектов.
Элементы контроля
- Работа на занятиях
- Подготовка доклада (презентации) по заданной темеДоклад в мини-группе по заданной тематике (по-одному в модуле)
- Эссе по информатизации здравоохранения (ЕГИСЗ, ЕЦК, ВИМИС, СуперСервис "Здоровье" и др.)Вольное изложение собственного понимания после изучения материала про базовую информатизацию в здравоохранении, проводимую по линии Правительства РФ
- Входное тестированиеВходное тестирование без оценки для понимания широты и глубины кругозора обучающегося по предмету
- Анализ и оценка инновационных технологий в здравоохраненииРегистрация (инновационной технологии в здравоохранении) в реестре ИТЗ, анализ и представление технологии и оценки ее практической, в т.ч. потенциальной в перспективе значимости для системы общественного здоровья и/или здравоохранения
- Заключительный экзаменОбязателен для завершения курса и аттестации
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0 * Входное тестирование + 0.2 * Заключительный экзамен + 0.1 * Работа на занятиях + 0.2 * Эссе по информатизации здравоохранения (ЕГИСЗ, ЕЦК, ВИМИС, СуперСервис "Здоровье" и др.) + 0.2 * Анализ и оценка инновационных технологий в здравоохранении + 0.1 * Подготовка доклада (презентации) по заданной теме
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Бизнес - план: методика составления и анализ типовых ошибок, Орлова, Е. Р., 2006
- Бионические информационные системы и их практические применения, Зинченко, Е. Ю., 2011
- Практикум по проектированию программного обеспечения экономических информационных систем : учеб. пособие для вузов, Вендров, А. М., 2004
- Проектирование информационных систем : учебное пособие для вузов, Коваленко, В. В., 2012
- Проектное управление в сфере информационных технологий, Грекул, В. И., 2015
- Управление проектом : основы проектного управления: учебник для вузов, Разу, М. Л., 2007
- Экономика и управление в здравоохранении : учебник и практикум для вузов, Решетников, А. В., 2017
Рекомендуемая дополнительная литература
- Age, gender, and work : small information technology firms in the new economy, McMullin, J. A., 2011
- Biomedical computing : digitizing life in the United States, November, J., 2012
- Diving into the bitstream : information technology meets society in a digital world, Dumas, M. B., 2013
- Financing universal access to healthcare : a comparative review of landmark legislative health reforms in the OECD, Preker, A. S., 2018
- Mathematical biology. Vol.1: An introduction, Murray, J. D., 2004
- Mathematical biology. Vol.2: Spatial models and biomedical applications, Murray, J. D., 2004
- Social capital and information technology, , 2004
- Блеск и нищета информационных технологий : почему ИТ не являются конкурентным преимуществом, Карр, Н. Дж., 2005