Магистратура
2022/2023
Психологическая помощь при разводе
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Системная семейная психотерапия)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Будинайте Гражина Леонардовна
Прогр. обучения:
Системная семейная психотерапия
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
20
Программа дисциплины
Аннотация
Основной Целью дисциплины «Психологическая помощь при разводе» является подготовка магистрантов к психотерапевтической работе с супружеской парой и семьей с детьми в ситуации супружеского развода.
Учащиеся осваивают основные принципы психотерапевтической работы с супружеским разводом, ее основные этапы и специфику работы с семьей на разных этапах супружеского развода, с детьми разного возраста, в разные временные периоды после развода. Освоение этих навыков протекает в форме практических занятий для формирования основных представления и ориентиров психотерапевтической помощи в этой кризисной ситуации и наблюдения и отработки усваиваемых навыков.
Цель освоения дисциплины
- знать основные этапы работы с разводом, основные принципы и приемы в организации этой терапевтической работы, особенности переживания развода детьми разных возрастов, различать «завершенный» и психологически «незавершенный» супружеский развод; т.е. анализировать, верифицировать и адекватно оценивать имеющиеся у них знания и синтезировать их в структурированную логику терапевтической помощи при разводе;
- рефлексировать освоенные знания и способы действий в работе с разводом - понимать возможные «блоки», препятствия, стоящие на пути эффективной психотерапевтической работы с разводом: социальные, культурные, профессиональные, связанные с личной и семейной историей самого психотерапевта
- уметь строить свою терапевтическую работу с семьей, руководствуясь принципами социальной и профессиональной ответственности -понимать в связи с этим значение выработки внятной профессиональной позиции, а также супервизии, личной психотерапии и другой работы на «блоками, препятствующими формированию этой профессиональной позции
- умееть проводить диагностику готовности супругов к супружескому разводу; клинически различать признаки «завершенного» и незавершенного развода, организовывать работу на разных этапах разводной ситуации; т.е. использовать имеющиеся компетенции, модели, методы и способы работы для решения комплексной задачи терапии развода;
- уметь работать с семьей, пережившей развод, на разных временных этапах после развода, уметь организовывать работу с «бинуклеарной» (двуядерной) семьей; осознанно выбирая стратегии межличностного взаимодействия в этой терапевтической работе
- владеть навыками работы с травмой в ситуации супружеского развода; навыками работы с детьми разных возрастов; навыками работы с семьей в различном составе; способствовать решению людьми мировоззренческих, социальных и личностно значимых проблем в ситуации супружеского развода;
Планируемые результаты обучения
- 3. Различение критериев «незавершенного» и «завершенного» развода в семье
- 1. Знание исторического и понимание социального и культурного контекста работы с разводной ситуацией в семье с детьми в России и мире
- 1. Умение практически выявлять основные признаки «разводной ситуации» в семье.
- 2. Знание основных признаков достигнутой «нейтральности» в пост-супружеских отношениях
- 2. Понимание основных «зон» возможных препятствий для эффективной работы специалиста с супружеским разводом
- 3. Основные признаки функционального родительского взаимодействия в ситуации супружеского развода
- 4. Знание основных особенностей переживания супружеского развода детьми разного возраста.
- 5.Знание условий и «протокола» предъявления разводной ситуации родителями детям
- 6. Знание принципов предъявления развода расширенной семье и социальному окружению
- 7. Знание основных принципов работы с "бинкулеарной" (двуядерной) семьей.
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Основные принципы организации работы с семьей переживающей супружеский развод
- 1.1. Исторический, культурный, социальный и психологические аспекты супружеского развода
- 1.2. Возможные профессиональные и личностные препятствия в работе с супружеским разводом. Профессиональная позиция психотерапевта в работе с разводом
- 1.3.Представление о «незавершенном» и «завершенном» супружеском разводе
- Раздел 2. Основные этапы в работе с семьей, переживающей супружеский развод
- 2.1. Диагностика разводной ситуации и содержание терапевтического контракта.
- 2.2. Работа на достижение «нейтральности» бывших супругов по отношению друг к другу.
- 2.3. Предъявление супружеского развода детям
- 2.4. Предъявление разводной ситуации расширенной семье, социальному окружению
- 2.5. Семья на разных этапах жизни после развода. Представление о «двуядерной» (би-нуклеарной) семье и терапевтическая работа с ней.
- 2.6. Семья на разных этапах жизни после развода. Представление о «двуядерной» (би-нуклеарной) семье и терапевтическая работа с ней.
Элементы контроля
- Активность в аудиторной работе раздела 1Преподаватель оценивает работу студентов на аудиторных практических занятиях: активность студента во время групповых дискуссий, отработках навыков и техник и симулированных сессий (консультаций), инициативность, уровень формирующейся профессиональной рефлексии. На основании этого выставляется оценка за аудиторную работу студента
- Контрольные вопросы по разделу 1Текущий контроль знаний по каждому из разделов дисциплины осуществляется в форме обсуждения вопросов и зданий в ходе обсуждения контрольных вопросов в конце каждого раздела
- экзамен
- Активность в аудиторной работе раздела 2Преподаватель оценивает работу студентов на аудиторных практических занятиях: активность студента во время групповых дискуссий, отработках навыков и техник и симулированных сессий (консультаций), инициативность, уровень формирующейся профессиональной рефлексии.
- Контрольные вопросы по разделу 2Текущий контроль знаний по каждому из разделов дисциплины осуществляется в форме обсуждения вопросов и зданий в ходе обсуждения контрольных вопросов в конце раздела 2
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 1 модуль0.2 * Контрольные вопросы по разделу 2 + 0.3 * экзамен + 0.1 * Контрольные вопросы по разделу 1 + 0.1 * Активность в аудиторной работе раздела 2 + 0.3 * Активность в аудиторной работе раздела 1