• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Психологическая помощь при разводе

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Системная семейная психотерапия)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 2-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Системная семейная психотерапия
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 20

Программа дисциплины

Аннотация

Основной Целью дисциплины «Психологическая помощь при разводе» является подготовка магистрантов к психотерапевтической работе с супружеской парой и семьей с детьми в ситуации супружеского развода. Учащиеся осваивают основные принципы психотерапевтической работы с супружеским разводом, ее основные этапы и специфику работы с семьей на разных этапах супружеского развода, с детьми разного возраста, в разные временные периоды после развода. Освоение этих навыков протекает в форме практических занятий для формирования основных представления и ориентиров психотерапевтической помощи в этой кризисной ситуации и наблюдения и отработки усваиваемых навыков.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знать основные этапы работы с разводом, основные принципы и приемы в организации этой терапевтической работы, особенности переживания развода детьми разных возрастов, различать «завершенный» и психологически «незавершенный» супружеский развод; т.е. анализировать, верифицировать и адекватно оценивать имеющиеся у них знания и синтезировать их в структурированную логику терапевтической помощи при разводе;
  • рефлексировать освоенные знания и способы действий в работе с разводом - понимать возможные «блоки», препятствия, стоящие на пути эффективной психотерапевтической работы с разводом: социальные, культурные, профессиональные, связанные с личной и семейной историей самого психотерапевта
  • уметь строить свою терапевтическую работу с семьей, руководствуясь принципами социальной и профессиональной ответственности -понимать в связи с этим значение выработки внятной профессиональной позиции, а также супервизии, личной психотерапии и другой работы на «блоками, препятствующими формированию этой профессиональной позции
  • умееть проводить диагностику готовности супругов к супружескому разводу; клинически различать признаки «завершенного» и незавершенного развода, организовывать работу на разных этапах разводной ситуации; т.е. использовать имеющиеся компетенции, модели, методы и способы работы для решения комплексной задачи терапии развода;
  • уметь работать с семьей, пережившей развод, на разных временных этапах после развода, уметь организовывать работу с «бинуклеарной» (двуядерной) семьей; осознанно выбирая стратегии межличностного взаимодействия в этой терапевтической работе
  • владеть навыками работы с травмой в ситуации супружеского развода; навыками работы с детьми разных возрастов; навыками работы с семьей в различном составе; способствовать решению людьми мировоззренческих, социальных и личностно значимых проблем в ситуации супружеского развода;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • 3. Различение критериев «незавершенного» и «завершенного» развода в семье
  • 1. Знание исторического и понимание социального и культурного контекста работы с разводной ситуацией в семье с детьми в России и мире
  • 1. Умение практически выявлять основные признаки «разводной ситуации» в семье.
  • 2. Знание основных признаков достигнутой «нейтральности» в пост-супружеских отношениях
  • 2. Понимание основных «зон» возможных препятствий для эффективной работы специалиста с супружеским разводом
  • 3. Основные признаки функционального родительского взаимодействия в ситуации супружеского развода
  • 4. Знание основных особенностей переживания супружеского развода детьми разного возраста.
  • 5.Знание условий и «протокола» предъявления разводной ситуации родителями детям
  • 6. Знание принципов предъявления развода расширенной семье и социальному окружению
  • 7. Знание основных принципов работы с "бинкулеарной" (двуядерной) семьей.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Основные принципы организации работы с семьей переживающей супружеский развод
  • 1.1. Исторический, культурный, социальный и психологические аспекты супружеского развода
  • 1.2. Возможные профессиональные и личностные препятствия в работе с супружеским разводом. Профессиональная позиция психотерапевта в работе с разводом
  • 1.3.Представление о «незавершенном» и «завершенном» супружеском разводе
  • Раздел 2. Основные этапы в работе с семьей, переживающей супружеский развод
  • 2.1. Диагностика разводной ситуации и содержание терапевтического контракта.
  • 2.2. Работа на достижение «нейтральности» бывших супругов по отношению друг к другу.
  • 2.3. Предъявление супружеского развода детям
  • 2.4. Предъявление разводной ситуации расширенной семье, социальному окружению
  • 2.5. Семья на разных этапах жизни после развода. Представление о «двуядерной» (би-нуклеарной) семье и терапевтическая работа с ней.
  • 2.6. Семья на разных этапах жизни после развода. Представление о «двуядерной» (би-нуклеарной) семье и терапевтическая работа с ней.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность в аудиторной работе раздела 1
    Преподаватель оценивает работу студентов на аудиторных практических занятиях: активность студента во время групповых дискуссий, отработках навыков и техник и симулированных сессий (консультаций), инициативность, уровень формирующейся профессиональной рефлексии. На основании этого выставляется оценка за аудиторную работу студента
  • неблокирующий Контрольные вопросы по разделу 1
    Текущий контроль знаний по каждому из разделов дисциплины осуществляется в форме обсуждения вопросов и зданий в ходе обсуждения контрольных вопросов в конце каждого раздела
  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий Активность в аудиторной работе раздела 2
    Преподаватель оценивает работу студентов на аудиторных практических занятиях: активность студента во время групповых дискуссий, отработках навыков и техник и симулированных сессий (консультаций), инициативность, уровень формирующейся профессиональной рефлексии.
  • неблокирующий Контрольные вопросы по разделу 2
    Текущий контроль знаний по каждому из разделов дисциплины осуществляется в форме обсуждения вопросов и зданий в ходе обсуждения контрольных вопросов в конце раздела 2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    0.2 * Контрольные вопросы по разделу 2 + 0.3 * экзамен + 0.1 * Контрольные вопросы по разделу 1 + 0.1 * Активность в аудиторной работе раздела 2 + 0.3 * Активность в аудиторной работе раздела 1
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Системная семейная психотерапия : краткий лекционный курс, Варга, А. Я., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Психология и психотерапия семьи, Эйдемиллер, Э. Г., 2002
  • Системная психотерапия супружеских пар, , 2017

Авторы

  • Зеленская Мария Сергеевна
  • Чеботарева Елена Юрьевна
  • Кожина Анастасия Владимировна
  • Будинайте Гражина Леонардовна