Магистратура
2022/2023
Основы экзистенциального анализа и логотерапии
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Консультативная психология. Персонология)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Ишанов Сергей Александрович,
Уколова Елена Михайловна,
Шумский Владимир Борисович,
Янковская Вероника Александровна
Прогр. обучения:
Консультативная психология. Персонология
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
120
Программа дисциплины
Аннотация
Учебная дисциплина «Основы экзистенциального анализа и логотерапии» магистерской программы «Консультативная психология. Персонология» относится к специальным дисциплинам и представляет собой базовый вводный курс в программу подготовки психологов-консультантов и психотерапевтов Международного общества экзистенциального анализа и логотерапии (GLE-International, Австрия). Изучение данной дисциплины базируется на дисциплинах «Теории личности», «Основы психологического консультирования». Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: 1) знать основные теории личности зарубежной и отечественной психологии; 2) знать теоретические и практические основы психологического консультирования. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Онтология личности»; «Аксиология личности»; «Психология аутентичности»; «Психология поиска смысла»; «Методы и техники экзистенциально-аналитической психотерапии»; НИС «Феноменологические исследования в экзистенциальном анализе».
Цель освоения дисциплины
- Цель изучения дисциплины состоит в усвоении понятийного аппарата и теоретических оснований структурной модели современного экзистенциального анализа – концепции четырех фундаментальных мотиваций как этапов актуализации личностного бытия человека, а также в инициировании процесса самопознания и личностного развития посредством обращения к глубинному персональному опыту.
Планируемые результаты обучения
- Знает базовые содержания каждой фундаментальной мотивации
- Знает и понимает основные положения и термины теории экзистенциального анализа и логотерапии.
- Знает и понимает трехмерную модель человека В. Франкла
- Знает основные правила самопознания и его критерии.
- Понимает и определяет копинговые реакции 1-й ФМ
- Понимает и определяет место экзистенциального анализа среди других психотерапевтических и консультативных направлений.
- Понимает и различает подходы к изучению мотивации в ЭА и других направлениях психотерапии
- Понимает место и роль самопознания в процессе подготовки психолога-консультанта.
- Понимает содержание категорий «выдержать» и «принять» как персональных активностей 1-й ФМ
- Понимает содержание переживания «Я могу»
- Понимает соотношение ЭА и ЛТ с методической и тематической точек зрения.
Содержание учебной дисциплины
- Формирование образовательной группы
- Значение самопознания для образования в области психологического консультирования и психотерапии
- Введение в экзистенциальный анализ и логотерапию
- Экзистенциальный анализ как направление психотерапии
- Системная антропология экзистенциального анализа
- Введение в экзистенциально-аналитическую теорию мотивации
- Концепция четырех фундаментальных экзистенциальных мотиваций
- Переживание «Я могу» как основа экзистенции
- Копинговые реакции 1-й фундаментальной экзистенциальной мотивации (ФМ)
- Основная духовная деятельность 1-й ФМ: выдержать и принять условия и возможности бытия
Элементы контроля
- Аудиторная работа
- РефератОбъем: 30-40 тыс. знаков (примерно 15-20 страниц). Требования к оформлению представлены в методических материалах.
- ЭкзаменЭкзамен осуществляется по 20 контрольным вопросам. Письменный ответ на вопросы экзамена студент выполняет самостоятельно, не обращаясь к печатным или электронным источникам. В ходе экзамена не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильные телефоны, электронные книги и т.п.). При нарушении этого правила ответ студента не засчитывается и за экзамен выставляется оценка 0.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.5 * Экзамен + 0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Реферат
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Лэнгле, А. А. Современный экзистенциальный анализ: история, теория, практика, исследования : учебник для бакалавриата и магистратуры / А. А. Лэнгле, Е. М. Уколова, В. Б. Шумский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 403 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-05227-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434066 (дата обращения: 28.08.2023).
- Экзистенциальная психология и психотерапия : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры, Шумский, В. Б., 2016
Рекомендуемая дополнительная литература
- Бытие-в-мире : избр. статьи, Бинсвангер, Л., 1999
- Логотерапия и экзистенциальный анализ: статьи и лекции: Научно-популярное / Франкл В. - М.:ЛИБРОКОМ, 2016. - 344 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-91671-542-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002588
- Психологическое консультирование. Групповая психотерапия : учеб. пособие для вузов, Кочюнас, Р., 2002
- Теории личности : основные положения, исследования и применение, Хьелл, Л., 2002