• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Развитие системных техник от классики к современности

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Системная семейная психотерапия)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 2-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Будинайте Гражина Леонардовна, Жохова Екатерина Алексеевна, Коган-Лернер Лина Борисовна, Одношивкина Анастасия Гениевна, Панов Максим Константинович
Прогр. обучения: Системная семейная психотерапия
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Программа направлена на дальнейшее развитие навыков и знаний системного терапевта, полученных студентами в ходе обучения в МП "Системная семейная психотерапия". В ней проводится просмотр видеозаписей терапевтических сессий заметных представителей основных школ классической и современной системной терапии. Обсуждаются варианты работы по особым проблемам и запросам семьи - таким, как секрет в семейной системе, депрессия одного из членов семьи и других. Обучение протекает в форме профессиональных групповых дискуссий по руководством опытных преподавателей практиков. Дисциплина также ставит задачу формирование общего видения обучающимися всего поля Системной семейной терапии, умения сопоставлять и соотносить специфику, представленных на этом поле подходов - классических и современнных.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Развитие системных техник от классики к современности » являются: 1) Углубление студентами магистерской программы «ССТ» понимания основных принципов и дальнейшее совершенствование владения методами и техниками работы как в классических, так пост-классических и неоклассических направлениях Системной семейной психотерапии
  • Вслед за подготовкой, полученной студентами в дисциплинах, по каждому из этих направлений, студенты продолжают осваивать логику, основные принципы и техники работы преимущественно с помощью видеотренингов по этим направлениям психотерапии, а также в результате проведения обсуждений, дискуссий и углубленного чтения литературы по указанным направлениям.
  • Наглядно представление возможностей каждого из школ и подходов ССТ в работе с конкретными запросами и «специальными» темами в семейной системе.
  • Знание основных этических принципов и требований в работе психотерапевта.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Иметь общее представление о современном поле системной психотерапии, логике развития всего направления в целом.
  • Иметь представление об основных этических аспектах и принципах в работе психотерапевта, Понимать специфику этических аспектов в работе с семьей; знать выработанные на сегодня в профессиональном сообществе как на международном, так и национальном уровне правила и нормы практики, супервизии, научных публикаций системного терапевта.
  • Понимать специфику каждого направления. Быть знакомыми с образцами психотерапевтической работы как необходимыми ориентирами в работе. Иметь представление о путях развития и модификации изучаемых подходов.
  • Понимать специфику направления. Быть знакомыми с образцами психотерапевтической работы как необходимыми ориентирами в работе. Иметь представление о путях развития и модификации изучаемых подходов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Классические и неклассические направления и школы системной семейной психотерапии в работе со "специальными темами" .
  • Тема 1. Семейная система с членом семьи, страдающим от депрессии.Вариант работы Института Аккермана.
  • Тема 2. Вариант терапевтической работы с семьей со взрослыми детьми в Транс-генерационном подходе М. Боуэна.
  • Тема 3. Использование генограмм в психотерапии семейных и супружеских проблем.
  • Тема 4. Работа с супружеской парой в стратегической системной терапии. Вариант стратегической системной терапии в работе с гомосексуальной парой.
  • Тема 5. Работа с семейными «секретами,» Вариант стратегической работы Института Аккермана.
  • Раздел 2. Трансформация и развитие системной классической психотерапии. Современное состояние подхода.
  • Тема 6. Современное поле системной психотерапии. Основные характеристики всех школ ССП - классика и современность.
  • Тема 7. Трансформация и пути развития системной классической психотерапии.
  • Раздел 3. Этика психологического консультирования и психотерапевтической практики.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий участие в дискуссиях по теме 1
    Оценивается содержательный вклад в обсуждение темы семинара
  • неблокирующий Участие в дискуссии по теме 2
    Оценивается содержательный вклад в обсуждение темы семинара
  • неблокирующий Участие в дискуссии по теме 3
    Оценивается содержательный вклад в обсуждение темы семинара
  • блокирующий Участие в дискуссии по теме 4
    Оценивается содержательный вклад в обсуждение темы семинара
  • неблокирующий Участие в дискуссии по теме семинара 5
  • неблокирующий Участие в дискуссии по теме 6
    Оценивается содержательный вклад в обсуждение темы семинара
  • неблокирующий Участие в дискуссии по теме 7
    Оценивается содержательный вклад в обсуждение темы семинара
  • неблокирующий экзамен
    Наличие четких и интегрированных представлений о специфике системных техник в разных подходах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.1 * участие в дискуссиях по теме 1 + 0.3 * экзамен + 0.1 * Участие в дискуссии по теме 7 + 0.1 * Участие в дискуссии по теме семинара 5 + 0.1 * Участие в дискуссии по теме 2 + 0.1 * Участие в дискуссии по теме 6 + 0.1 * Участие в дискуссии по теме 3 + 0.1 * Участие в дискуссии по теме 4
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Системная семейная терапия: классика и современность, , 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Системная семейная психотерапия : краткий лекционный курс, Варга, А. Я., 2001

Авторы

  • Одношивкина Анастасия Гениевна
  • Климова Светлана Владимировна
  • Чеботарева Елена Юрьевна
  • Варга Анна Яковлевна
  • Панов Максим Константинович
  • Кожина Анастасия Владимировна
  • Фисун Елена Викторовна
  • Будинайте Гражина Леонардовна
  • Зеленская Мария Сергеевна
  • Коган-Лернер Лина Борисовна