Магистратура
2022/2023
Развитие системных техник от классики к современности
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Системная семейная психотерапия)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Будинайте Гражина Леонардовна,
Жохова Екатерина Алексеевна,
Коган-Лернер Лина Борисовна,
Одношивкина Анастасия Гениевна,
Панов Максим Константинович
Прогр. обучения:
Системная семейная психотерапия
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Программа направлена на дальнейшее развитие навыков и знаний системного терапевта, полученных студентами в ходе обучения в МП "Системная семейная психотерапия". В ней проводится просмотр видеозаписей терапевтических сессий заметных представителей основных школ классической и современной системной терапии. Обсуждаются варианты работы по особым проблемам и запросам семьи - таким, как секрет в семейной системе, депрессия одного из членов семьи и других. Обучение протекает в форме профессиональных групповых дискуссий по руководством опытных преподавателей практиков. Дисциплина также ставит задачу формирование общего видения обучающимися всего поля Системной семейной терапии, умения сопоставлять и соотносить специфику, представленных на этом поле подходов - классических и современнных.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Развитие системных техник от классики к современности » являются: 1) Углубление студентами магистерской программы «ССТ» понимания основных принципов и дальнейшее совершенствование владения методами и техниками работы как в классических, так пост-классических и неоклассических направлениях Системной семейной психотерапии
- Вслед за подготовкой, полученной студентами в дисциплинах, по каждому из этих направлений, студенты продолжают осваивать логику, основные принципы и техники работы преимущественно с помощью видеотренингов по этим направлениям психотерапии, а также в результате проведения обсуждений, дискуссий и углубленного чтения литературы по указанным направлениям.
- Наглядно представление возможностей каждого из школ и подходов ССТ в работе с конкретными запросами и «специальными» темами в семейной системе.
- Знание основных этических принципов и требований в работе психотерапевта.
Планируемые результаты обучения
- Иметь общее представление о современном поле системной психотерапии, логике развития всего направления в целом.
- Иметь представление об основных этических аспектах и принципах в работе психотерапевта, Понимать специфику этических аспектов в работе с семьей; знать выработанные на сегодня в профессиональном сообществе как на международном, так и национальном уровне правила и нормы практики, супервизии, научных публикаций системного терапевта.
- Понимать специфику каждого направления. Быть знакомыми с образцами психотерапевтической работы как необходимыми ориентирами в работе. Иметь представление о путях развития и модификации изучаемых подходов.
- Понимать специфику направления. Быть знакомыми с образцами психотерапевтической работы как необходимыми ориентирами в работе. Иметь представление о путях развития и модификации изучаемых подходов.
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Классические и неклассические направления и школы системной семейной психотерапии в работе со "специальными темами" .
- Тема 1. Семейная система с членом семьи, страдающим от депрессии.Вариант работы Института Аккермана.
- Тема 2. Вариант терапевтической работы с семьей со взрослыми детьми в Транс-генерационном подходе М. Боуэна.
- Тема 3. Использование генограмм в психотерапии семейных и супружеских проблем.
- Тема 4. Работа с супружеской парой в стратегической системной терапии. Вариант стратегической системной терапии в работе с гомосексуальной парой.
- Тема 5. Работа с семейными «секретами,» Вариант стратегической работы Института Аккермана.
- Раздел 2. Трансформация и развитие системной классической психотерапии. Современное состояние подхода.
- Тема 6. Современное поле системной психотерапии. Основные характеристики всех школ ССП - классика и современность.
- Тема 7. Трансформация и пути развития системной классической психотерапии.
- Раздел 3. Этика психологического консультирования и психотерапевтической практики.
Элементы контроля
- участие в дискуссиях по теме 1Оценивается содержательный вклад в обсуждение темы семинара
- Участие в дискуссии по теме 2Оценивается содержательный вклад в обсуждение темы семинара
- Участие в дискуссии по теме 3Оценивается содержательный вклад в обсуждение темы семинара
- Участие в дискуссии по теме 4Оценивается содержательный вклад в обсуждение темы семинара
- Участие в дискуссии по теме семинара 5
- Участие в дискуссии по теме 6Оценивается содержательный вклад в обсуждение темы семинара
- Участие в дискуссии по теме 7Оценивается содержательный вклад в обсуждение темы семинара
- экзаменНаличие четких и интегрированных представлений о специфике системных техник в разных подходах
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.1 * участие в дискуссиях по теме 1 + 0.3 * экзамен + 0.1 * Участие в дискуссии по теме 7 + 0.1 * Участие в дискуссии по теме семинара 5 + 0.1 * Участие в дискуссии по теме 2 + 0.1 * Участие в дискуссии по теме 6 + 0.1 * Участие в дискуссии по теме 3 + 0.1 * Участие в дискуссии по теме 4