• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

История и теория Европейской интеграции

Направление: 41.04.05. Международные отношения
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Международные отношения: европейские и азиатские исследования
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Целью курса является подробное ознакомление слушателей с историей экономической и политической интеграции европейских стран в рамках ЕОУС, ЕЭС и ЕС. Дисциплина знакомит студентов с предпосылками и причинами европейской интеграции, включая историю «Европейской идеи» и трагический опыт двух мировых войн. Рассматриваются интересы и мотивы политиков и обществ в процессе интеграции. Раскрывается история и дизайн европейских институтов и европейского права. Также рассказывается об основных научных теориях, описывающих и объясняющих процесс европейской интеграции. Подробно рассказывается и анализируется история и состояние отношений России и ЕС. Все слушатели готовят письменные рефераты по актуальным темам европейской интеграции и принимают участие в их обсуждении. В результате студенты получают полное и конкретное представление о причинах, мотивах, этапах, особенностях, проблемах процесса европейской интеграции, о теоретических подходах к рассмотрению европейской интеграции. Могут успешно работать как исследователями европейской интеграции, как и в практических областях, связанных с взаимодействием с ЕС.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «История и теория европейской интеграции» являются формирование у студентов знания и понимания истории и основных теорий европейской интеграции и обучение их всестороннему анализу процесса европейской интеграции, исходя из различных теоретических перспектив. Европейская интеграция – базовый предмет магистерской программы «Международные отношения: европейские и азиатские исследования» по специализации «Европейские исследования».
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует внешние кризисы (кризис доллара и взлет цен на нефть после арабо-израильской войны 1972 г.).
  • Анализирует кризис и разногласия вокруг событий в Югославии и Косово.
  • Анализирует основное содержание теоретического подхода- Европеизация, предпосылки и основные этапы.
  • Анализирует основное содержание теории либерального интерговернментализма.
  • Анализирует основные аспекты проявления кризиса – усиление протекционизма (нетарифного) в странах ЕЭС, угроза деградации и распада общего рынка товаров.
  • Анализирует основные положения экономических теорий региональной интеграции..
  • Анализирует основные проекты создания единого государства Франции и Великобритании в годы войны.
  • Анализирует основы положения договора о Европейском Союзе (ЕС) в Маастрихте – 1992 год.
  • Анализирует процесс и результаты первых прямых выборах в Европарламент.
  • Анализирует процесс создания Европейского оборонительного сообщества (ЕОС), создания ЕЭС и Евратома.
  • Анализирует ход и итоги выполнения СПС, основные международные организации.
  • Анализирует эволюцию политических, религиозных и географических представлений о Европе и «европейскости»
  • Выделяет основные аспекты единого европейского акта 1986 года.
  • Выделяет основные аспекты саммита (совещания) СБСЕ в Хельсинки.
  • Выделяет основные положения классической теории интеграции - Метод "Монне -Шумана".
  • Выделяет основные положения классической теории федерализма.
  • Выделяет факторы глобального противостояния в рамках двух блоков и «холодной войны».
  • Дает оценку места ЕС в мировой политике и экономике.
  • Дает оценку по вопросу укрепления институтов ЕЭС.
  • Оценивает роль внешних угроз в единении проевропейских сил.
  • Применяет теории для анализа процессов европейской интеграции
  • Формулирует ключевые идеи предложения Шумана по созданию единого наднационального управления немецкой и французской угольной и сталелитейной промышленностью.
  • Формулирует концепции поэтапной практической (функциональной), прежде всего – экономической интеграции.
  • Формулирует основное содержание теоретического подхода- интеграция через право.
  • Формулирует основное содержание теоретического подхода- конструктивизм.
  • Формулирует основное содержание теории, предпосылки появления и основные этапы развития.
  • Формулирует основные положения дискурс-анализ с предпосылками возникновения, также этапами развития.
  • Формулирует основные положения теории коммуникации.
  • Формулирует основные положения теорий функционализма и неофункционализма.
  • Формулирует основные проблемы интеграции и реформы институтов ЕС.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Европейский Союз в современном мире
  • История европейской идеи.
  • Итоги второй мировой войны для Европы (особенно для Западной), первые по-слевоенные интеграционные заявления и инициативы
  • Послевоенное Движение за Единую Европу – его мотивы и участники, результаты. Создание Совета Европы.
  • Жан Монне и его стратегия Единой Европы – от экономической интеграции – к политическому союзу.
  • Декларация Робера Шумана – стартовый момент евроинтеграции. Создание и де-ятельность ЕОУС.
  • Провал планов военной и политической интеграции в 50-е годы.
  • Развитие европейской интеграции в 60-е годы
  • Основные факторы, способствовавшие успеху евроинтеграции в первые 20 лет
  • Первая попытка создания экономического и валютного союза. Планы Р. Бара и П. Вернера – 1969 – 1971 годы
  • Политика «разрядки», Хельсинкский акт, угасание разрядки
  • Кризис и последующая стагнация евроинтеграции (1972 - 1978 гг.).
  • Возобновление интеграции – вширь и вглубь (1979 – 1984 годы).
  • Программа завершения строительства единого внутреннего рынка ЕС. Жак Де-лор (1985 – 1992 годы).
  • Договор о Европейском Союзе (ЕС). Программа строительства Экономического и валютного союза
  • Развитие отношений России и ЕС в 1990-е годы
  • Современный этап евроинтеграции (2004 – 2012 годы). Лиссабонский договор о реформе ЕС
  • Отношения России и ЕС в 2000-е годы, перспективы ЕС и отношений ЕС с Россией в новом веке
  • Метод «Монне-Шумана».
  • Теория федерализма
  • Экономические теории региональной интергации
  • Функционализм и неофункционализм
  • Теория коммуникаций
  • Неоинституционализм
  • Управление, многоуровневое управление и теории политических сетей
  • Либеральный интерговернментализм, многоуровневые теории
  • Конструктивизм
  • Европеизация
  • Интеграция через право
  • Дискурсивный анализ (дискурс-анализ)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Письменный тест по современным теориям европейской интеграции
    В тесте 6 вопросов. Оценка выставляется по 10-балльной шкале.
  • блокирующий Устный экзамен
    Экзамен по дисциплине «История и теория Европейской интеграции» проводится в устной форме с использованием синхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Moodle с последующим переходом для устного ответа на платформу ZOOM (ссылка на ZOOM будет размещена в билете на платформе Mooodle). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала, чтобы авторизоваться и пройти проверку компьютера на платформе Экзамус. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям, сформулированные здесь https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf. Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. В билете – два вопроса, время на подготовку к устному ответу – 15 минут. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 3 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи. Если на экзамене студент получил меньше 4-х баллов, то все предыдущие результаты текущего контроля знаний не учитываются, и студент в итоге получает неудовлетворительную оценку.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.1 * Эссе + 0.1 * Активность на семинарских занятиях + 0.65 * Устный экзамен + 0.15 * Письменный тест по современным теориям европейской интеграции
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Александров, О. Б. Европейская интеграция : учебник / О. Б. Александров, Л. О. Бабынина, И. В. Болгова , под редакцией О. В. Буториной, Н. Ю. Кавешникова. — 2-е изд. — Москва : Аспект Пресс, 2017. — 736 с. — ISBN 978-5-7567-0918-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/102837 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Багаева, А. В.  Правовые основы европейской интеграции : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Багаева, Л. О. Терновая. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 266 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-09673-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/445395 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Пределы европеизации. Россия и Европейский союз 1991-2007 гг. : теория и практика отношений, Бордачев, Т. В., 2007
  • Системная история международных отношений. Т.1: События 1918 - 1945 годов, Белоусова, З. С., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Donald J. Puchala. (1999). Institutionalism, Intergovernmentalism and European Integration: A Review Article. Journal of Common Market Studies, (2), 317. https://doi.org/10.1111/1468-5965.00165
  • Sweet, A. S. (2010). The European Court of Justice and the judicialization of EU governance. Living Reviews in European Governance, 5, 1–50. https://doi.org/10.12942/lreg-2010-2
  • Vink, M. P., & Graziano, P. (2007). Europeanization : New Research Agendas. Houndmills, Basingstoke, Hampshire [England]: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=266585
  • Богатуров, А. Д. Международно-политический анализ : монография / А. Д. Богатуров. — Москва : Аспект Пресс, 2019. — 208 с. — ISBN 978–5–7567–0951–3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/123013 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Романова Татьяна Алексеевна