Магистратура
2022/2023
Цивилизации и культуры в Восточной Азии
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Международные отношения: европейские и азиатские исследования)
Направление:
41.04.05. Международные отношения
Кто читает:
Департамент зарубежного регионоведения
Где читается:
Факультет мировой экономики и мировой политики
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Лузянин Сергей Геннадьевич
Прогр. обучения:
Международные отношения: европейские и азиатские исследования
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
Актуальность курса «Цивилизации и культуры в Восточной Азии» обусловлена углублением в условиях глобализации процессов демонтирования и разрушения традиционных культурно-цивилизационных институтов в странах Восточной Азии, необходимостью сохранения классических культурно – конфессиональных ценностей этносов и народностей данного региона. Целью освоения студентами дисциплины «Цивилизации и культуры в Восточной Азии» является формирование у студентов теоретических основ страновых моделей культурно-цивилизационных характеристик данного региона, определение общих и специфических черт их развития. В результате освоения данной дисциплины студенты должны знать: как содержание, структуру и ключевые параметры отдельных национальных моделей, так и в целом культурно-цивилизационный облик Восточной Азии, ее основные измерения, включая конфессиональные особенности, специфику современной политической культуры, характер и сценарии дальнейшей эволюции. Уметь: определять базовый тип цивилизации, оперировать конкретными культурологическими и этно-конфессиональными данными; анализировать возникающие процессы в регионе не только с точки зрения политико-экономических, но и культурно-цивилизационных закономерностей и особенностей региона. Владеть: основными навыками анализа различных традиционных цивилизационных моделей – конфуцианской, буддийской, синтоистской и других. Уметь применять полученные знания при анализе международно-политических ситуаций в регионе, формировать профессиональные, коммуникационные компетенции, то есть уметь работать в иной культурно-цивилизационной среде, с иными историческими нормами, условиями и особенностями развития.
Цель освоения дисциплины
- Понимать страновые и региональные типы восточноазиатских идентичностей,влияющих на развитие международных отношений в Восточной Азии.
- Овладеть навыками анализа природы международных отношений через понимание цивилизационной специфики регионов Восточной Азии.
- Ознакомить студентов с особенностями и возможностями культурно-гуманитарной сферы межгосударственных отношений.
- Дать общее понимание проблемы, отталкиваясь от которого студенты сами смогут подбирать источники в ходе подготовки презентации.
Планируемые результаты обучения
- Интерпретирует социо-культурную идентичность Восточной Азии – страновые модели.
- Объясняет понятие «Большая Восточная Азия», особенности и характеристики социо-культурных идентичностей «Большой Восточной Азии».
- Объясняет типологию (классификацию) социо-культурных идентичностей в системе «Запад – Восток», этапы развития восточноазиатских цивилизаций.
Содержание учебной дисциплины
- Цивилизации и культуры на Востоке
- Социо-культурная идентичность Восточной Азии. Региональные аспекты. История и со-временность
- Социо-культурная идентичность Восточной Азии – страновые модели
Элементы контроля
- Презентация5-7 минут, слайды, научный аппарат, список литературы.
- Активность на семинарских занятиях и качество выступлений
- Ответ на экзаменеЭкзамен проводится на платформе MS Teams. Список вопросов заранее магистрантам не дается. Разрешается пользоваться конспектами и материалами работы на семинаре. В билете два вопроса – по социо-культурным идентичностям Восточной Азии, подготовка 30 ми-нут, ответ 15 мин. Магистрант выбирает один и отвечает на него. Если на зачете студент получил меньше 4-х баллов, этот результат является блокирующим для вычисления средневзвешенной оценки, т. е. все предыдущие результаты не учитываются, и студент получает неудовлетворительную оценку.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.2 * Презентация + 0.2 * Активность на семинарских занятиях и качество выступлений + 0.6 * Ответ на экзамене
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Lam, P. E., & Lim, T.-W. (2017). Politics, Culture And Identities In East Asia: Integration And Division. Singapore: World Scientific. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1609337
- Социология и психология национальных отношений : учеб. пособие, Сикевич, З. В., 1999
Рекомендуемая дополнительная литература
- Всеобщая история. Т.2: Восток и Запад в Средние века, Васильев, Л. С., 2012
- История Востока. Т.1: ., Васильев, Л. С., 2003
- История Востока. Т.2: ., Васильев, Л. С., 2003