Магистратура
2022/2023
Научно-исследовательский семинар "Управление маркетинговыми коммуникациями в онлайн и оффлайн среде"
Статус:
Курс обязательный (Маркетинг: цифровые технологии и маркетинговые коммуникации)
Направление:
38.04.02. Менеджмент
Кто читает:
Департамент маркетинга
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Маркетинг: цифровые технологии и маркетинговые коммуникации
Язык:
русский
Кредиты:
7
Контактные часы:
56
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательский семинар рассматривается в качестве необходимого и важного условия подготовки студентов магистратуры, написания на высоком методологическом уровне магистерской диссертации по тематике маркетинговых коммуникаций и брендинга. Обучение в рамках научно-исследовательского семинара должно способствовать развитию у студентов методологических подходов к научно-исследовательской и информационно-аналитической работе, необходимых для успешной профессиональной деятельности в рекламном и коммуникационном бизнесе.
Данный НИС ориентирован на ознакомление студентов с актуальными областями и инновационными решениями в сфере маркетинговых коммуникаций в широком контексте международного бизнеса (с одной стороны) и научных дискуссий (с другой стороны), что должно позволить студентам осуществить обоснованный выбор направления исследовательской и проектной работы в рамках написания ВКР (магистерской диссертации), совмещающих научно-исследовательский, аналитический и практико-ориентированный подходы.
Тематическое ядро данной дисциплины - изучение методологии и методических подходов к исследованию маркетинговых коммуникаций, принятых в мировой практике, разработка программы, методического инструментария, моделей обработки и анализа эмпирической информации, закладывающих системные основы для выполнения курсовых и магистерских диссертаций в тематических сферах маркетинговых коммуникаций, поведения потребителей и брендинга.
НИС способствует построению и поддержке индивидуальных траекторий исследований студентов, выработке у них навыков научной дискуссии, презентации, аргументации и публичной защиты научно-исследовательских проектов прикладной направленности, совмещающих научную новизну и практическую менеджериальную ценность.
Цель освоения дисциплины
- Развитие у студентов методологических подходов к исследовательской, информационно-аналитической и менеджериальной работе, что рассматривается в качестве важной предпосылки подготовки магистерской диссертации на высоком уровне и последующей профессиональной деятельности в области маркетинговых коммуникаций
- Ознакомление студентов с основными проблемными областями в сфере маркетинговых коммуникаций в России и экономически развитых странах в современных условиях цифровизации, что должно позволить осуществить обоснованный выбор направления научно-исследовательской работы, а затем, темы магистерской диссертации;
- Изучение методологии и методических подходов к исследованию маркетинговых коммуникаций, принятых в мировой практике на основе овладения современными инструментами обработки статистических данных, инструментами работы с Big data, что предполагает разработку программы, методического инструментария, моделей обработки и анализа эмпирической информации, подготовку научно-аналитических материалов, включая исследовательские отчеты, статьи и т.д.;
- Подготовка студентов к сбору информации и написанию магистерской диссертации на высоком уровне, ознакомление с требованиями, предъявляемыми к работам данного уровня;
- Выработка у студентов навыков научной дискуссии, презентации и публичной защиты результатов выполненных научно-исследовательских проектов;
- Получение студентами знаний и формирование компетенций, связанных с менеджментом в сфере рекламного и коммуникационного бизнеса в активно развивающейся мультимедийной среде на основе как автономного, так и интегрированного использования онлайн- и офлайн-ресурсов и технологий.
Планируемые результаты обучения
- Знает актуальные тренды маркетинга с фокусом на тренд сбора данных
- Знает возможности и ограничения методов решения задач на поиск латентных переменных: построение сумматорных шкал; факторный анализ
- Знает возможности и ограничения методов решения задач на построение классификации: кластерный анализ (иерархический и к-средних), деревья решений, дискриминантный анализ.
- Знает возможности и ограничения методов сравнения средних ( дисперсионный анализ (параметрический и непараметрический), тесты сравнений средних (Т-Тесты))
- Знает возможности и ограничения регрессионного анализа
- Знает возможности, технологии, преимущества и ограничения Big Data
- Знает и учитывает причины и особенности развития «ковидного» кризиса для успешного функционирования конкретного бизнеса в рамках рекламной индустрии
- Знает методы решения задач на поиск связи: критерий хи-квадрат, парные коэффициенты связи;
- Знает основные методы сбора данных: анкеты, гайды, открытые статистические показатели, инструменты google analitytics
- Знает основные тенденции влияния пандемии Covid-19 на рекламную индустрию
- Знает основные формы проявления цифровизации в практическом рекламном бизнесе
- Знает подходы к сравнению эффективности маркетинговых коммуникаций
- Знает типы анонимных и персональных данных, методы их сбора, типы проектов, которые могут быть направлены на эти активности
- Знает типы, теоретические и практические обоснования, принципы и процедуры расчета, принципы и процедуры отбора выборок
- Знает, какие изменения произошли в результате цифровизации и как происходит встраивание рекламного бизнеса в данный процесс
- Обосновывает инструментарий сбора данных применительно к поставленным содержательным задачам
- Понимать различия между сквозной линией и темой, между выступлением о проблеме и выступлением об идее
- Умеет использовать современные источники индустриальных данных, где можно отслеживать изменение бренд и сейлз-метрик
- Умеет настроить точный таргетинг рекламы без сбора данных, на основе интересов разных сегментов аудитории
- Умеет определять и рассчитывать сравнительные KPIs
- Умеет представлять и визуализировать данные с помощью методов описательной статистики
- Умеет разрабатывать шаблон отчета дэшборда
- Умеет реализовывать в SPSS методоы решения задач на построение классификации: кластерный анализ (иерархический и к-средних), деревья решений, дискриминантный анализ.
- Умеет реализовывать в SPSS методы решения задач на поиск латентных переменных: построение сумматорных шкал; факторный анализ
- Умеет реализовывать в SPSS методы сравнения средних ( дисперсионный анализ (параметрический и непараметрический), тесты сравнений средних (Т-Тесты))
- Умеет реализовывать критерий хи-квадрат, парные коэффициенты связи в SPSS
- Умеет реализовывать регрессионный анализ в SPSS
- Умеет создавать базу собственных собранных данных
- Умеет создавать маркетинговую стратегию, которая отталкивается от потребностей целевой аудитории, включая в себя анализ конкурентов, создание креативной концепции, а также выбор рекламных каналов и KPI в соответствии с каждым этапом Consumer Journey
- Умеет строить подробный план построения выборки, в привязке к целевым группам и/или источникам информации
- Уметь определять цели выступления и свою роль в рамках выступления
- Уметь прогнозировать «острые» вопросы зала в рамках публичной защиты и разрабатывать ответы на них
- Уметь разрабатывать методологию исследования и отдельных гипотез исследования, формулировать основную идею в сжатом виде, публично защищать результаты выполненных научно- исследовательских проектов
- Учитывает основные тренды применительно к различным категориям субъектов рынка при подготовке ВКР.
- Формировать сквозную линию исследования
Содержание учебной дисциплины
- НИС "УМКООС". Тема 1. Данные как основа принятия менеджериальных решений. Разработка инструментария и процедур сбора данных, общего плана анализа данных
- НИС "УМКООС". Тема 2 Сбор, обработка, анализ и интерпретация данных
- НИС "УМКООС". Тема 3 Основные методы анализа данных: решаемые задачи, особенности интерпретации результата, ограничения.
- НИС "УМКООС". Тема 4 Современная маркетингово-коммуникационная стратегия, персонализация рекламы и оценка эффективности: новые технологии.
- НИС "УМКООС". Тема 5 Эффективность маркетинговых коммуникаций, перформанс-подход
- НИС "УМКООС". Тема 6. Современные ключевые факторы, влияющие на практику применения маркетинговых коммуникаций, и их учет при написании ВКР
- НИС "УМКООС". Тема 7 Научная дискуссия, презентация и публичная защита
Элементы контроля
- ТестТест на знание основных терминов и подходов. ест выполняется индивидуально на занятии. Длительность не более 20 мин. Типы вопросов: открытые, закрытые, единичный выбор, множественный выбор, заполнение пропущенного термина/понятия. Тематика теста "Тренды современного диджитал-маркетинга: модели, каналы, инструменты", "Performance-маркетинг", "Поисковый маркетинг и управление репутацией"
- ЭссеЭссе, обосновывающее актуальность темы ВКР. Каждый студент должен написать тезисы о том, какие изменения происходят в рекламной индустрии под влиянием цифровизация, пандемии Covid-19 и геополитических изменений и каким образом эти изменения будут учитываться в рамках его магистерской диссертации. Данное описание должно в сокращенном или полном виде стать частью текста ВКР.
- Практическое заданиеПрактическое проектное задание. Практическое задание выполняется в командах не более 4-5 человек или индивидуально. Содержание задания - разработка и презентация диджитал-стратегии продвижения бренда. Конкретизация задания (бриф) выдается на одном из начальных занятий. Вариант состава этапов: 1. Сегментирование аудитории бренда и адаптация коммуникационного сообщения под каждый сегмент. 2. Проведение опроса в форме brand Lift, выработка рекомендаций для повышения эффективности рекламы. 3. Выбор каналов рекламы конкретного бренда в соответствии с consumer journey, определение KPI на каждом этапе.
- ЭкзаменПредзащита ВКР
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.1 * Тест + 0.25 * Эссе + 0.25 * Практическое задание + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 20239 - Д.Янг; И. Робот; Т.Стейплс - Прорваться сквозь шум: Как привлечь всеобщее внимание в сети - 9789179895341 - Alpina - Альпина Паблишер - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/20239
- 24069 - Д. Халилов; Д.Халилов - Метод скользкой горки: Сторителлинг для Reels, Stories, TikTok-роликов и других форматов социальных сетей - 9785961480931 - Alpina - Альпина Паблишер - 2022 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/24069
- Marketing communications : objectives, strategy, tactics, Rossiter, J. R., 2018
- Маркетинг 4.0 : разворот от традиционного к цифровому, Котлер, Ф., 2021
- Право интеллектуальной собственности : учебник для вузов / Л. А. Новоселова [и др.] ; под редакцией Л. А. Новоселовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 300 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15281-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511284 (дата обращения: 28.08.2023).
- Презентация: Лучше один раз увидеть! / Лазарев Д. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 126 с.: ISBN 978-5-9614-1445-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/916181
Рекомендуемая дополнительная литература
- Erevelles, S., Fukawa, N., & Swayne, L. (2016). Big Data consumer analytics and the transformation of marketing. Journal of Business Research, (2), 897. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.jbrese.v69y2016i2p897.904
- Marketing communications : a European perspective, Pelsmacker de, P., 2018
- Watts-Schacter, E., & Kral, P. (2019). Mobile Health Applications, Smart Medical Devices, and Big Data Analytics Technologies. American Journal of Medical Research, 6(1), 19–24. https://doi.org/10.22381/AJMR6120193
- Маркетинговые коммуникации : учебник для вузов, Романов, А. А., 2011
- Маркетинговые коммуникации : учебник для вузов, Ромат, Е. В., 2020
- Рабочая книга социолога, , 2006