Магистратура
2022/2023
Современный транзактный анализ
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Консультативная психология. Персонология)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Консультативная психология. Персонология
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
Программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; Образовательной программой по направлению подготовки специальности 37.04.01 – «Психология», уровень подготовки магистра; Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 37.04.01 – «Психология», уровень подготовки магистра набора 2020/2021 уч. года.
Цель освоения дисциплины
- Знание предмета, структуры, методов, перспектив развития современного транзактного анализа; овладение современными тразактноаналитическими категориями; освоение современных техник транзактного анализа; применение полученных знаний в научно-исследовательской деятельности при подготовке и написании магистерской диссертации.
Планируемые результаты обучения
- Знает историю происхождения идеи «личностных адаптаций», различает подходы Т.Калера и В.Вара, знает диагностические признаки адаптаций, может «озвучить», а также мимически с помощью жестов показать, как выглядят личностные адаптации, распознает их в наблюдении за поведением других людей.
- Знает как «справляться» с тупиками разных степеней, опираясь на работы и техники классиков ТА.
- Знает разнообразные подходы к пониманию переноса и контрпереноса, историю происхождения, техники работы.
- Оваивает многообразные техники (на стульях, речевые инструменты) деконтаминации и «распутывания».
- Ориентируется в основных категориях современного ТА.
- Умеет применять модель P. Clarkson (12 этапов работы) и современный план (4 этапа) работы по M. Novellino, C. Moiso.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1 Диагностические категории в современном транзактном анализе
- Тема 2. Концепции личностных адаптаций и процесса коммуникации в современном ТА.
- Тема 3. Техники деконтаминации в классическом и современном транзактном анализе.
- Тема 4. Последовательность терапии (лечебный план)
- Тема 5. Школа перерешения Robert and Mary Goulding и Ken Mellor. Работа с тупиками 1, 2 и 3 степени.
- Тема 6. Современные техники работы с переносом и контрапереносом в транзактном анализе.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 3 модуль0.3 * Активность (посещение) + 0.4 * Экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Введение в психоанализ : лекции, Фрейд, З., 2001
Рекомендуемая дополнительная литература
- Гуманистический психоанализ, Фромм, Э., 2002
- Клинический психоанализ : интерсубъективный подход, Столороу, Р., 2011
- Энциклопедия глубинной психологии. Т.2: Новые направления в психоанализе; Психоанализ общества; Психоаналитическое движение; Психоанализ ..., Бистер, В., 2001