• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Научно-исследовательский семинар "Методы городских исследований"

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 07.04.04. Градостроительство
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Управление пространственным развитием городов
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс направлен на формирование и развитие знаний, навыков и умений, необходимых для проведения и организации собственных теоретических и эмпирических научных и аналитических исследований по городской тематике и презентации их результатов. Целью научно-исследовательского семинара "Методы городских исследований" являются следующие: во-первых, создание возможностей для применения в научно-исследовательской деятельности знаний, получаемых в процессе освоения дисциплин основной образовательной программы. Во-вторых, содействие слушателям в выборе тем курсовых работ и руководителей; сформировать у слушателей представление о методологии и методах городских исследований. Наконец, в-третьих, формирование практических навыков научно-исследовательской работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать и развить навыки и умения, необходимые для проведения и организации научных и аналитических исследований по городской тематике.
  • Создать возможности для применения в научно-исследовательской деятельности знаний, получаемых в процессе освоения дисциплин основной образовательной программы.
  • Содействовать студентам в выборе тем курсовых работ и руководителей курсовых работ.
  • Сформировать у студентов представление о методологии и методах городских исследований.
  • Сформировать практические навыки научно-исследовательской работы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует необходимые для оптимального выполнения исследовательской задачи методы и инструменты.
  • Анализирует специфику структуры формирования внутригородской идентичности
  • Оперирует программным обеспечением SPSS
  • Оперирует терминологией исследовательской деятельности.
  • Оперирует терминологией микрогеографических исследований
  • Оперирует терминологией социо-психологических и географических исследований.
  • Описывает отличия качественного и количественного социологического инструментария.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Концептуализация и операционализация.
  • Выбор метода: различия количественных и качественных методов.
  • Количественные методы социологического исследования: создание анкеты.
  • Количественные методы социологического исследования: пилотирование инструментария.
  • Знакомство с SPSS.
  • Факторный и кластерный анализы в SPSS.
  • Разработка гайда глубинного интервью или фокус-группы.
  • Метод ментальной картографии.
  • Внутригородские вернакулярные районы.
  • Метод «Фото-GPS».
  • Метод «Дифференциации городского пространства».
  • Основы статистики.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость и работа на семинарах
  • неблокирующий Домашнее задание: Концептуализация качественного исследования
  • неблокирующий Эссе
    Эссе представляет собой изложение автором собственных соображений по выбранной теме. Автор самостоятельно определяет структуру и стиль изложения материала, однако в эссе обязательно должны присутствовать обоснование выбора темы, цель и задачи работы. Эссе должно завершаться самостоятельными выводами. В случае цитирования работ других авторов обязательным требованием является наличие ссылок и списка использованной литературы. Ссылки оформляются следующим образом: в тексте по ходу изложения в квадратных скобках приводится номер упомянутого источника (либо в круглых скобках фамилия автора) в соответствии со списком использованной литературы. Цитаты заключаются в кавычки. Содержание эссе оценивается по следующим основным критериям: самостоятельность суждений, логичность изложения, обоснованность выводов. Не допускается прямая переписка текстов из источников без оформления цитат и соответствующих ссылок. Эссе должно быть представлено в электронном (MS Word) и машинописном виде, объемом не менее 6 страниц, не считая титульного листа (Times New Roman, 12-й кегль, через полтора интервала). Титульный лист эссе должен содержать название дисциплины, название темы, Ф.И.О. автора, курс и номер группы. Эссе сдается преподавателю не позднее чем за месяц до даты проведения экзамена. Письменная работа считается сданной, если ее электронная версия отправлена на указанный преподавателем адрес электронной почты. Преподаватель имеет право вводить понижающий коэффициент оценки для работ, сданных позже установленного срока. В случае, если письменная работа более чем на 50% состоит из не принадлежащего автору текста, который не оформлен как цитата и не снабжен ссылками на источники, работа признается плагиатом. Работа, признанная плагиатом, получает неудовлетворительную оценку (от 0 до 3 баллов, в зависимости от процента заимствований). На написание письменной работы студенту дается одна попытка, пересдача работ не предусмотрена. В качестве результата этого проекта каждый загружает файл /doc либо /pdf следующего содержания: 1. Концептуализация 2. Опреационализация 3. Описание собранного материала 4. Анализ данных 5. Выводы Что и как оценивается: Основных критериев два — релевантность собранных данных вашей теме и логичность аргументации на основе этих данных. Также стоит обратить внимание на стиль и логичность изложения. Как обычно критериев по объему нет.
  • неблокирующий Домашнее задание: Операционализация качественного исследования
    Это финальное задание перед началом непосредственной работы над эссе. Задача: описать метод исследования и целевую аудиторию / источник(и) данных, к которым вы будете обращаться при анализе. Описание: основу работы составляет таблица, где вы должны достаточно подробно описать ваши гипотезы и привести пример инструмента(ов), которым(и) вы их проверяете. Если, к примеру, речь идет о глубинных интервью, то в таблице должны появиться формулировки конкретных вопросов. Струкутра работы: КИВ - уточненный по итогам концептуализации Методы - общее описание Целевая аудитория / Источник данных - к кому/чему мы обращаемся за данными Гипотеза Инструмент Утверждение, которое вы планируете проверить Как вы планируете это проверять? (Вопрос в глубинном интервью / источник данных и пр.)
  • неблокирующий Презентация ментальных карт
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.25 * Домашнее задание: Операционализация качественного исследования + 0.25 * Презентация ментальных карт + 0.05 * Посещаемость и работа на семинарах + 0.3 * Эссе + 0.15 * Домашнее задание: Концептуализация качественного исследования
  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2006
  • Социологическое исследование : методология, программа, методы, Ядов, В. А., 1995
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • SPSS: искусство обработки информации : анализ стат. данных и восстановление скрытых закономерностей: пер. с нем., Бююль, А., 2002
  • Urban Mental Maps ; Ментальные карты города. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.17351E77
  • ГОНЧАРОВ РУСЛАН ВЯЧЕСЛАВОВИЧ, САПАНОВ ПАВЕЛ МАМАЕВИЧ, & ЯШУНСКИЙ АЛЕКСЕЙ ДМИТРИЕВИЧ. (2013). Технология сбора пространственных данных в полевых городских исследованиях. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C2A60930
  • Павлюк, С. Г., & Никогосян, К. С. (2018). Broadway in Details ; Бродвей в разрезе. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.89518BD4
  • ПУЗАНОВ КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ. (2013). Территориальные границы городских сообществ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.251E2437
  • Социология : учеб. пособие для вузов, Смелзер, Н., 1998

Авторы

  • Митин Иван Игоревич
  • Яшунский Алексей Дмитриевич
  • Майорова Ксения Сергеевна
  • Пузанов Кирилл Александрович