Магистратура
2022/2023
Демографические вопросы развития городов
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Управление пространственным развитием городов)
Направление:
07.04.04. Градостроительство
Кто читает:
Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского
Где читается:
Факультет городского и регионального развития
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения:
Управление пространственным развитием городов
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Демографические вопросы развития городов» является специализированной демографической дисциплиной для студентов образовательной программы «Управление пространственным развитием городов». Курс нацелен на то, чтобы дать студентам представление о фундаментальных основах методов сбора и анализа информации о населении, особенностях протекания демографических процессов в городском населении. В ходе освоения курса студенты будут знать проблематику современных исследований демографии городов в России и других странах и имеющихся теоретических подходов к их объяснению. Иметь представление о сложной системе территориальной организации и самоорганизации общества, о пространственной «привязке» социально-демографических явлений и процессов, а также овладеют необходимыми компетенциями и базовыми навыками анализа и оценки демографической ситуации в городских поселениях.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Демографические вопросы развития городов» являются: • формирование представления о фундаментальных основах методов сбора и анализа информации о населении, особенностях протекания демографических процессов в городском населении; • введение в проблематику современных исследований демографии городов в России и других странах и имеющихся теоретических подходов к их объяснению; • формирование представлений о сложной системе территориальной организации и самоорганизации общества, о пространственной «привязке» социально-демографических явлений и процессов; • овладение необходимыми компетенциями и базовыми навыками анализа и оценки демографической ситуации в городских поселениях.
Планируемые результаты обучения
- Анализирует роль демографических сдвигов в росте численности городского населения.
- Анализирует цели, основные направления и меры демографической и миграционной политики, принимаемые на федеральном и региональном уровнях.
- Демонстрирует понимание концепции демографического перехода.
- Демонстрирует понимание масштабов и структурных особенностей внутренней миграции.
- Демонстрирует понимание теории второго демографического перехода и исторической эволюции рождаемости и брачности, а также их современные тенденции развития.
- Демонстрирует понимание теории эпидемиологического перехода и исторической эволюции смертности, особенностей российской модели смертности, различия в смертности городского и сельского населения.
- Знает основные источники статистических данных о населении.
- Знает основные показатели, характеризующие внутреннюю миграцию населения в России и проблемы статистики внутренней миграции.
- Знает основные показатели, характеризующие международную миграцию населения, проблемы сопоставления статистики разных стран.
- Знает основные показатели, характеризующие рождаемость и брачность населения, правильно их интерпретирует.
- Знает основные показатели, характеризующие смертность населения и правильно их интерпретирует.
- Имеет представление об основных методах построения прогнозов населения.
- Имеет представления о притягивающих и выталкивающих факторах миграции и ее роли в формировании населения городов, влиянии на ее рынок труда.
- Оценивает положительные и отрицательные стороны старения населения и эффективность мер по минимизации возникающих негативных эффектов.
- Оценивает роль основных центров притяжения внутренних мигрантов в России.
- Понимает взаимосвязи возрастно-полового состава населения и демографических процессов, протекающих в городах, регионах и стране, а также в целом в мире.
- Умеет пользоваться результатами демографических прогнозов международных организаций, государственных статистических ведомств и научных организаций и грамотно их интерпретировать.
- Умеет пользоваться статистикой текущего учета, переписей населения, выборочных обследований и ведомственной информацией.
- Умеет рассчитывать и интерпретировать основные показатели, характеризующие воспроизводство населения.
Содержание учебной дисциплины
- Введение. Источники данных о населении.
- Анализ поло-возрастной структуры. Старение населения.
- Смертность. Эпидемиологический переход.
- Особенности рождаемости и брачности городского населения.
- Воспроизводство населения. Демографический переход.
- Миграция населения. Международная миграция.
- Внутренняя миграция. Региональные особенности миграционных процессов в России.
- Демографические прогнозы. Демографическая и миграционная политика.
Элементы контроля
- Мини-контрольные работы на семинарахДля текущего контроля усвоения материала каждый семинар проводятся мини-контрольные работы (продолжительностью около 10 минут), групповые тематические дискуссии, решение демографических задач и т.п. Мини-контрольные на семинарах выполняются в присутствии преподавателя, студентам предлагается дать короткие ответы на поставленные вопросы. Тематика предстоящей мини-контрольной работы и тематической дискуссии в обязательном порядке оговаривается на предыдущем семинаре (задается домашнее задание по чтению и анализу демографического текста). Вопросы составляются с учетом материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях. Использование каких-либо текстов во время написания мини-тестов запрещается.
- Домашнее письменное заданиеВ письменной работе необходимо показать умения и навыки самостоятельной работы со статистическими и демографическими данными, научной литературой, документальными источниками, характеризующими демографическое развитие населения. Объем работы с рисунками и таблицами – не более 8 страниц, 12 кеглем, интервал полуторный (около 1,5-2 тысяч слов). Оформление письменной работы предполагает наличие титульного листа, плана, структурированного в соответствии с планом текста работы, выводов, списка литературы (не менее 8 источников, оформленных в соответствии с общепринятыми требованиями). Примерная тематика индивидуальной письменной работы (уточняется между 1-й и 2-й лекцией. Выбор конкретного города для проведения анализа демографической ситуации (темы письменной работы) согласуется с преподавателем, ведущим семинар в группе, не позднее 2-го семинарского занятия). В письменной работе необходимо показать умения и навыки самостоятельной работы со статистическими и демографическими данными (база данных показателей муниципальных образований, база данных переписей населения 2002 и 2010, микропереписи населения 2015, международными базами данных), научной литературой, документальными источниками, характеризующими демографическое развитие населения. Используя полученные знания в области демографии, а также в социологии и экономической теории, предлагается: - проанализировать демографическую ситуацию в определенном городе России; - проанализировать специфику изменений отдельных демографических процессов, структур и поведения; - проследить влияние демографических процессов на социальное или экономическое развитие городов и наоборот.
- ЭкзаменЭкзамен проводится в письменной форме в параллельном режиме – студенты пишут работу в аудитории, находящиеся на самоизоляции пишут работу в онлайн-режиме одновременно, задания идентичные демонстрационному варианту. Онлайн часть экзамена проводится на платформе LMS и Zoom. К экзамену в онлайн-формате необходимо подключиться за 10 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: иметь видеокамеру, микрофон, стабильный интернет, позволяющий участвовать в видеконференции на платформе Zoom. Для участия в экзамене в онлайн-формате студент обязан: включить видеокамеру, переименоваться согласно своим реальным ФИО. Во время экзамена студентам запрещено: покидать рабочее место, списывать из материалов лекций и иных источников, переговариваться и переписываться с другими студентами и посторонними. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться обычными непрограммируемыми калькуляторами. Кратковременным нарушением связи во время экзамена в онлайн-формате считается нарушение связи до 10 минут с последующим подключением к видеоконференции. Долговременным нарушением связи во время экзамена в онлайн-формате считается нарушение связи свыше 10 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.25 * Домашнее письменное задание + 0.4 * Экзамен + 0.35 * Мини-контрольные работы на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Демография : учеб. пособие для вузов, Денисенко, М. Б., 2007
- Демография : учебник для студентов вузов, Медков, В. М., 2007
- Демография: Учебник / Медков В.М., - 2-е изд. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 332 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-009282-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/550150
Рекомендуемая дополнительная литература
- Анохин, А. А. География населения с основами демографии : учебник для академического бакалавриата / А. А. Анохин, Д. В. Житин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 279 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03724-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433267 (дата обращения: 28.08.2023).
- Рыбаковский, Л. Л. Миграция населения : учебное пособие для вузов / Л. Л. Рыбаковский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 480 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-11727-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/446023 (дата обращения: 28.08.2023).