Магистратура
2021/2022





Предпринимательство и модели бизнеса в Интернет
Статус:
Курс обязательный (Электронный бизнес и цифровые инновации)
Направление:
38.04.05. Бизнес-информатика
Кто читает:
Департамент бизнес-информатики
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Розенвальд Даниэль Борисович
Прогр. обучения:
Электронный бизнес и цифровые инновации
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс направлен на выработку у студентов компетенция и навыков по предпринимательство в интернет-среде. На протяжении курса студенты изучат теоретическую и практическую часть моделирования бизнеса в интернете. Рассмотрят практические кейсы, как крупных компаний, так и стартапов оперирующих в среде интернет. Особое внимание будет уделено комплексным подходам и диджитал инструментам по менеджменту в бизнесе и маркетингу. В результате у учащихся сформируется видение, как стратегического подхода к моделированию бизнеса в цифровой среде и постановке целей для организации, так и тактические инструменты для реализации поставленных задач.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов системных базовых представлений, первичных знаний, умений и навыков по предпринимательству и моделям бизнеса в Интернете
- Подготовка студентов к применению знаний в области Интернетпредпринимательства в последующих дисциплинах, при обучении в магистратуре, а также после окончания обучения в профессиональной деятельности.
- В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: основные виды и модели бизнеса в интернете, основные принципы ведения цифрового бизнеса, основные термины и понятия в управленческом учете интернет-бизнеса, базовые инструменты для создания собственного и развития существующего интернет-бизнеса
- В результате освоения дисциплины студент должен уметь: использовать полученные знания для разработки и управления интернетпроектами, проводить аудит интернет-бизнеса, анализировать и оценивать по различным финансовым управленческим показателям, планировать и настраивать комплекс маркетинга для привлечения трафика, оптимизировать конверсионную цепочку бизнеса
- В результате освоения дисциплины студент должен владеть: навыками применения различного инструментария в планировании, разработке, управлении и анализе деятельности разнообразных интернет-предприятий. Дисциплина является обязательной. Изучается студентами на 1-м курсе в 1-3 модулях
Планируемые результаты обучения
- Изучен инструментарий ведения интернет-бизнеса и методы привлечения трафика на платформу
- Изучен комплекс кросс-бордер торговли и логистический блок электронного предприятия
- Изучен комплекс стратегического маркетинга
- Изучен необходимый минимальный набор знаний по маркетингу для частного и корпоративного предпринимательства
- Изучен подход к созданию и развитию собственного проекта: от мозгового штурма идей и до создания прототипа, привлечения инвестиций и масштабирования
- Изучены основные аспекты бухгалтерского, юридического и другие бюрократические составляющие интернет-бизнеса
- Изучены основные концепции управления персоналом, приобретены знания по найму и формирования кадрового резерва
- Изучены основные методологии построения и внедрения бизнес процессов в интернет бизнесе
- Изучены основы управленческого и юнит экономики для интернет-бизнеса
- Изучены особенности предпринимательства в интернете, отличия от традиционного предпринимательства. Основные направления разработки собственного проекта в интернет.
- Повторения основных тезисов и инсайтов курса. Обратная связь.
- Студенты изучили основные бизнес модели в среде интернет
- Студенты ознакомлены с программой курса
- Студенты понимают основные современные тенденции в сферы предпринимательства и бизнес моделирования в интернете
- Усвоен опыт как успешных, так и не успешных кейсов существующих интернет-компаний
Содержание учебной дисциплины
- Тема 2. Модели бизнеса в Интернет. Экосистема. Платформенные решения.
- Тема 3. Основы подготовки бизнес проекта. Основатель. Экспертиза. Поиск идеи. Рынок и клиентские сегменты.
- Тема 4. Основы подготовки бизнес проекта. Матрица Остервальдера и Lean Canvas.
- Тема 5. MVP. Минимальный рабочий продукт.
- Тема 6. Стратегический Маркетинг. Маркетинг. Брендинг.
- Тема 7. Продажи в интернет. Монетизация. Логика построения продаж. Каналы продаж. Выбор каналов под свой бизнес.
- Тема 8. Бизнес процессы. Структура организации. Автоматизация. Юридические аспекты.
- Тема 9. Юнит экономика. Окупаемость бизнеса.
- Тема 10. Развитие бизнеса. Продуктовый подход. Приоритезация. Проверка гипотез, HADI-циклы. Метрики.
- Тема 11. Управление персоналом и командой. Делегирование. Soft Skills. Соглашение фаундеров
- Тема 12. Масштабирование. Привлечение инвестиций
- Тема 14. Заключение.
- Тема 1. Введение. Бизнес в цифровой среде.
Элементы контроля
- Домашнее задание и работа на занятиях
- Самостоятельная работа
- экзамен в формате электронного тестаФорма экзамена: Экзамен проводится в письменной форме c использованием прокторинга. Платформа проведения: Экзамен проводится на платформе StartExam. К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://docs.microsoft.com/ru-ru/microsoftteams/hardware-requirements-for-the-teams-app Для участия в экзамене студент обязан: Не позднее 5 дней до проведения экзамена проверить работоспособность компьютерного оборудования, необходимого для сдачи экзамена и убедиться в соответствие имеющегося оборудования требованиям к компьютеру для участия в экзамене на платформе MS Teams/StartExam; Войти на платформу StartExam/MS Teams под личной учетной записью (используется аккаунт студента @edu.hse.ru); Перед началом экзамена проверить работоспособность микрофона, колонок или наушников для передачи звука и видеокамеры, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); Подготовить необходимые для проведения экзамена инструменты: ручка, листы бумаги, калькулятор и т. д.); Отключить в диспетчере задач компьютера иные приложения, кроме приложения StartExam/MS Teams или браузера, в котором будет выполняться вход на платформу StartExam/MS Teams. Во время экзамена студентам запрещено: Выключать видеокамеру; Пользоваться конспектами, учебниками, прочими учебными материалами; Покидать место выполнения экзаменационного задания (выходить за угол обзора камеры); Отводить взгляд от экрана компьютера, рабочего стола; Пользоваться умными гаджетами (смартфон, планшет и др.); Привлекать посторонних лиц для помощи в проведении экзамена, разговаривать с посторонними во время выполнения заданий; Вслух громко зачитывать задания. Во время экзамена студентам разрешено: Использовать бумагу, ручку для ведения записей, расчетов; Использовать калькулятор для ведения расчетов; Включать микрофон во время экзамена для ответов на вопросы преподавателя; Запрашивать у преподавателя дополнительную информацию, связанную с выполнением экзаменационного задания; Нарушения связи: Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam/MS Teams не более 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam/MS Teams более 1 минуты. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи экзамена. В случае долговременного нарушения связи с платформой StartExam/MS Teams во время выполнения экзаменационного задания, студент должен уведомить об этом преподавателя, зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о пересдаче экзамена.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.25 * Домашнее задание и работа на занятиях + 0.5 * экзамен в формате электронного теста + 0.25 * Самостоятельная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- International business: the new realities, Cavusgil, S. T., 2017
- Sahlman, W. A., Hoffman, R., Andreessen, M., & Blank, S. G. (2018). HBR’s 10 Must Reads on Entrepreneurship and Startups (featuring Bonus Article “Why the Lean Startup Changes Everything” by Steve Blank). Boston, Massachusetts: Harvard Business Review Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1798805
- Yu, H. V. (DE-588)137781776, (DE-627)595612873, (DE-576)305096400, aut. (2019). China’s E-commerce empowering rural women? Haiqing Yu, Lili Cui. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.1677570873
- Бизнес с нуля : метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели, пер. с англ. А. Стативка ; ред. Н. Нарциссова, 8-е изд., 254 с., Рис, Э., 2019
- Маркетинг от А до Я : 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер, Котлер, Ф., 2019
- Основы маркетинга, Котлер, Ф., 2012
- Построение бизнес-моделей, настольная книга стратега и новатора, пер. с англ. М. Куньевой ; ред. М. Савина ; дизайн А. Смит, 6-е изд., 287 с., Остервальдер, А., Пинье, И., 2016
- Предпринимательство : учебник / М.Г. Лапуста. — Изд. испр. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 384 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://new.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1002467
- Стартап : 11 мастер-классов от экс-евангелиста Apple и самого дерзкого венчурного капиталиста Кремниевой долины, Кавасаки, Г., 2011
- Сториномика : маркетинг, основанный на историях, в пострекламном мире, Макки, Р., 2019
- Стратегический менеджмент : создание конкурентного преимущества, , 2018
- Тарануха Ю.В. - Предпринимательство: теория и российская действительность - Русайнс - 2017 - ISBN: 978-5-4365-1036-1 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/921306
- Шмидт Э., Коэн Д. - Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и понятие государств - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 368с. - ISBN: 978-5-91657-824-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62309
Рекомендуемая дополнительная литература
- Osterwalder, A., & Pigneur, Y. (2013). Designing Business Models and Similar Strategic Objects: The Contribution of IS. Journal of the Association for Information Systems, 14, 237–244. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=89299515
- Бизнес-процессы: регламентация и управление : учебник / В.Г. Елиферов, В.В. Репин. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 319 с. — (Учебники для программы МВА). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1057215
- Вахрушина М.А., Сидорова М.И., Борисова Л.И. - Стратегический управленческий учет + еПриложение:Тесты - КноРус - 2019 - ISBN: 978-5-406-07095-6 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/931890
- Горелик О.М., Парамонова Л.А., Низамова Э.Ш. - Управленческий учет и анализ - КноРус - 2020 - ISBN: 978-5-406-07573-9 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933005
- Методы оптимизации управления и принятия решений: примеры, задачи, кейсы : учеб. пособие для вузов, Зайцев, М. Г., 2015
- Налоги и налогообложение : учебник для сред. проф. образования, Крохина, Ю. А., 2018
- Основы маркетинга : теория и практика: учеб. пособие для вузов, Пичурин, И. И., 2011
- Основы маркетинга, пер. с англ. В. Б. Боброва ; общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой, 736 с., Котлер, Ф., 1991