• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Психология поиска смысла

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Консультативная психология. Персонология
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Психология поиска смысла» магистерской программы «Консультативная психология. Персонология» входит в базовый курс программы подготовки психологов-консультантов и психотерапевтов Международного общества экзистенциального анализа и логотерапии (GLE-International, Австрия). Изучение данной дисциплины базируется на дисциплинах «Основы экзистенциальной психотерапии», «Онтология личности», «Аксиология личности», «Психология аутентичности». Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: • знать категориальную систему экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии; • уметь формулировать научные проблемы, релевантные области консультативной персонологии; • иметь навыки применения методов самонаблюдения и самопознания. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин: • «Методы и техники экзистенциально-аналитической психотерапии»; • НИС «Феноменологические исследования в экзистенциальном анализе».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Психология поиска экзистенциального смысла» являются ознакомление студентов с экзистенциально-аналитической концепцией смысла, изучение спонтанных защитных реакций, возникающих вследствие переживания невозможности осуществления смысла или его утраты, а также в овладении конкретными приемами психологического консультирования личности по вопросам поиска и нахождения экзистенциального смысла.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет понятиями «экзистенциальный вакуум», жизнь в установке «временщика». различает копинговые реакции 4ФМ
  • Оперирует понятиями: Онтологический вопрос о смысле – вопрос о смысле бытия. Объясняет понятие «Сверх-смысл» В. Франкла. Дает классическое определение смысла по В. Франклу. Соотносит онтологический и экзистенциальный смысл: его значение для практики консультирования и психотерапии. Владеет шагами «метода «жизненного горизонта» и метода нахождения экзистенциального смысла.
  • Понимает и определяет : фазы кризисов смысла в человеческой жизни, оперирует понятиями экзистенциальная ситуация человека, значение представлений о смысле В. Франкла для практики психологического консультирования и психотерапии.
  • Понимает и определяет компоненты поиска смысла, важность диалогического соотнесения личности с внешним миром, ответственность, как «наилучший ответ» на запрос ситуации; понятия оппонирующая и интегрирующая концепция смысла, различает три категории ценностей по В. Франклу, «жизненные задачи» и их распознование.
  • Различает три экзистенциала по В. Франклу: свобода, ответственность, духовность. Оперирует понятием экзистенции у М. Хайдеггера. Различает процессуальную, диалогическую и структурную модели экзистенции в современном экзистенциальном анализе. Владеет понятиями Экзистенция и счастье. Временнaя структура экзистенции. Экзистенция и любовь.
  • Умеет различать эндогенную и экзогенную форму утраты смысла, виды кризисов, обозначает смысл психологического кризиса, систематизирует шаги в экзистенциально-аналитическом подходе к помощи человеку, переживающему кризисное состояние. Обозначает фазы и симптомы суицидальности. Распознает суицидальность при диссимуляции. Владеет шагами заключения «антисуицидального контракта».
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Значение вопроса о смысле. «Экзистенциальный поворот» В. Франкла
  • Копинговые реакции при отсутствии смысла
  • Консультативная помощь в кризисных ситуациях потери смысла
  • Онтологический и экзистенциальный смысл. Метод нахождения экзистенциального смысла
  • Предпосылки наполненной смыслом экзистенции
  • Теория экзистенции
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий реферат
  • блокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.25 * аудиторная работа + 0.25 * реферат + 0.5 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Лэнгле А. А., Уколова Е. М., Шумский В. Б. - СОВРЕМЕННЫЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ИССЛЕДОВАНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Монография - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 403с. - ISBN: 978-5-534-06414-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennyy-ekzistencialnyy-analiz-istoriya-teoriya-praktika-issledovaniya-442025

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бегство от свободы; Человек для самого себя : пер. с англ., Фромм, Э., 2004
  • Бытие и время, Хайдеггер, М., 2013
  • Бытие и сознание. Человек и мир, Рубинштейн, С. Л., 2003
  • Основы логотерапии; Психотерапия и религия, Франкл, В., 2000
  • Предмет знания; Душа человека, Франк, С. Л., 2000

Авторы

  • Шумский Владимир Борисович