• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Публичная сфера общества

Статус: Курс обязательный (Социология публичной и деловой сферы)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Социология публичной и деловой сферы
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс имеет основной целью развить основу теоретических знаний о публичной сфере и гражданском обществе для применения их в полевой практике исследований, работы в общественных организациях, с группами и сообществами, средствами массовой информации. Курс предназначен для формирования профессиональных компетенций студентов магистратуры, специализирующихся в области социологии публичной сферы
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить с новой отраслью социологии - социологией публичной сферы.
  • Сформировать общее понятие публичной сферы, публики, общества, общественности, прояснить специфику основных подходов к определению публичной сферы, дать представления о трансформации границ публичного/приватного, дать основы гендерного анализа публичной сферы.
  • Рассмотреть публичную сферу как коммуникативное пространство в контексте гражданского общества, глобализации.
  • Установить прикладные задачи современной социологии публичной сферы, отработать навыки систематизации данных и презентации результатов исследования, способствуя формированию коллективной дискуссии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • - демонстрирует навыки организации групповой дискуссии
  • - интерпретирует и оценивает эмпирические данные исследований в терминах современной социологической теории и научных подходов к изучению публичной сферы, в том числе с использованием гендерного анализа
  • - использует приемы конструктивного диалога и критической дискуссии по теоретическим основаниям исследований в области публичной сферы на коллоквиумах
  • - подбирает кейсы, эмпирический материал, иллюстрирующий анализируемые понятия, подходы
  • - различается теоретические подходы в области теории коммуникаций, формулирует вопросы, проблемы для обсуждения
  • - формулирует вопросы, проблемы для обсуждения
  • − владеет навыками использования современных информационных технологий для ведения дискуссии, представления данных и презентации результатов своей научной и практической деятельности по социальным проблемам
  • − владеет профессиональной терминологией на английском языке, достаточной для чтения научной литературы по теме, в том числе перво-источников
  • − владеет способом составления структурированной и корректно оформленной библиографии для разработки исследовательской темы
  • − владеет умениями в области обучения, позволяющими продолжать обучение в значительной мере самостоя-тельно и автономно, с опорой на принципы социальной ответственности
  • − дает концептуальное определения ключевых понятий, применяемых для объяснения проблематики публичной сферы
  • − дает операциональное определение ключевых понятий собственной темы, формулирует цель и задачи исследования в русле публичной сферы
  • − дает определение понятиям публичного и приватного, публичной сферы, гражданского общества
  • − дает оценку потенциалу и ограничениям теоретических подходов
  • − демонстрирует результаты систематизации теоретической литературы с использованием презентационного оборудования
  • − интерпретирует изучаемые явления с позиций различных теоретических перспектив
  • − использует концепции из социологии публичной сферы, публичной социологии, гражданского общества для интерпретации явлений и процессов
  • − использует методы виртуальной академической коммуникации в учебных и научных целях
  • − критически оценивает и интерпретирует приемы теоретизирования и проведения эмпирического исследования, а также выводы коллег
  • − обосновывает выбор научного подхода для исследования публичной сферы
  • − определяет для себя круг чтения социологической литературы, необходимый для систематизации подходов к выбранному предмету дискуссии
  • − после окончания курса применяет полученные знания и навыки при написании курсовой работы или магистерской диссертации, вносит собственный оригинальный вклад в развитие дисциплины «Социология публичной сферы», применяет творческие приемы диссеминации результатов исследования в публичной сфере
  • − представляет связи между категориями и концепциями при анализе существующих подходов и построении собcтвенной исследовательской программы
  • − применяет известные ему (ей) категории и теоретические подходы для анализа конкретных примеров, явле-ний актуальной действительности
  • − применяет различные социологические подходы для интерпретации эмпирических кейсов и построения программы социологического исследования, фокусируясь на проблематике массового коммуникативного процесса и взаимодействия СМИ
  • − применяет различные социологические подходы для интерпретации эмпирических кейсов и построения программы социологического исследования, фокусируясь на проблематике публичной сферы
  • − различает и применяет релевантные методы публичной презентации результатов исследований специалистам и неспециалистам
  • − распознает коллизии социальной ответственности интеллектуала
  • − рефлексирует этические дилеммы в социологической профессии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение: основные понятия. Публика, публичное пространство и публичная сфера. Публичное/приватное: основные подходы
  • Публичное/приватное в гендерном анализе
  • Публичная сфера и гражданское общество
  • Социология и публичная сфера. Общественная роль социологии. Понятие публичной со-циологии.
  • Основные подходы в теории публичной сферы
  • Виртуализация публичной сферы
  • Коммуникация как вид социального взаимодействия
  • Социокультурные факторы изменения форм коммуникации. Массовая коммуникация. Ресурсы для анализа СМИ
  • Теории коммуникативного процесса и воздействия СМИ
  • Критические и интерпретативные теории коммуникации
  • Общественное мнение, коммуникации в публичной сфере и публичная защита общественных интересов (Public Advocacy)
  • Социологические исследования публичной сферы. Публичная политика. Публичная сфера как проект. Приемы исследования. Презентации эссе
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменное домашнее задание
  • неблокирующий Финальное эссе
  • неблокирующий Финальный тест
  • неблокирующий Работа на семинаре
  • неблокирующий Письменное домашнее задание
  • неблокирующий Финальное эссе
  • неблокирующий Финальный тест
  • неблокирующий Работа на семинаре
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.3 * Работа на семинаре + 0.1 * Финальный тест + 0.3 * Письменное домашнее задание + 0.3 * Финальное эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Основы воздействия СМИ, Брайант, Д., 2004
  • Социологическое воображение, Миллс, Ч. Р., 2001
  • Техника и наука как "идеология", Хабермас, Ю., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Галактика Интернет : размышления об Интернете, бизнесе и обществе, Кастельс (Кастеллс), М., 2004
  • Информационная эпоха : экономика, общество и культура, Кастельс (Кастеллс), М., 2000
  • Представление себя другим в повседневной жизни, Гофман, И., 2000
  • Притязания культуры : равенство и разнообразие в глобальную эру, Бенхабиб, С., 2005

Авторы

  • Ярская-Смирнова Елена Ростиславовна