Магистратура
2021/2022





Управление качеством в здравоохранении
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Управление и экономика здравоохранения)
Направление:
38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Департамент политики и управления
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Управление и экономика здравоохранения
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
80
Программа дисциплины
Аннотация
Учебная дисциплина «Управление качеством в здравоохранении» нацелена на формирование у магистров знания основного содержания деятельности системы здравоохранения в ее направленности на безопасность, качество и эффективность.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление студентов с основными подходами к обеспечению безопасности и качества помощи, реализуемыми в системе здравоохранения, научными их основаниями и технологиями управления, в том числе экономическими процессами на макро- и микроуровнях в различных странах мира и Российской Федерации;
- Подготовка студента к использованию новых технологий управления в российской практике с учетом процессов модернизации и оптимизации системы в условиях экономического кризиса и реализации программ развития.
Планируемые результаты обучения
- Магистр знает и умеет использовать основной понятийный аппарат системы обеспечения качества
- Магистр знает о современных направлениях модернизации здравоохранения России и уметь критически оценить перспективы их внедрения в определенной области.
- Магистр знает особенности процессов обеспечения качества в медицине и организации здравоохранения;
- Магистр имеет представление об основных проблемных полях науки и практики управления качеством, в том числе в здравоохранении;
- Магистр обладает навыками поиска, обработки и анализа информации, необходимой для подготовки и обоснования управленческих решений в здравоохранении, а также анализа проблем здравоохранения и подготовки предложений по их решению;
- Магистр обладает навыками работы с нормативными актами, научными текстами по обеспечению качества в здравоохранении;
- Магистр освоил содержание основных направлений деятельности по обеспечению качества в управлении системой здравоохранения;
- Уметь использовать основные концепции, относящиеся к сфере управления качеством
- Студенты активно используют инструменты многокомпонентной оценки медицинских вмешательств
- Уметь интерпретировать широкий круг инструментов управления качеством, включая управления деятельностью персонала и использовать основные инструменты
- Студенты в полной мере знают систему стандартизации в российском здравоохранении иготовы к ее использованию и анализу функционирования
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Качество и эффективность медицинской помощи
- Тема 2. Медицинские технологии и их оценка
- Тема 3. Технологии обеспечения и управления качеством в медицине
- Тема 4. Стандартизация в здравоохранении
- Тема 5. Формы экономической мотивации в здравоохранении
Элементы контроля
- ЭссеПримерные темы эссе Цена качества и затраты на качество в неконкурентной среде. Классификация болезней как основа для бенчмаркинга. Диагностические технологии и их ограничения . Точность диагностики и удовлетворенность потребителей медицинских услуг. Медицинская услуга и медицинская помощь - приемлемость и конкуренция понятий. Оценима ли общественная ценность профилактических вмешательств. Способны ли потребители адекватно учитывать дисконтирование. Трансформация места клинических рекомендаций в современной российской практике. То, что врачи делают сегодня - отражает ли это субъективно желаемый стандарт качества? Насколько граждане России готовы к ограничениям на доступ к отдельным вмешательствам? Справляется ли ПЖНВЛС с ролью ограничителя нерациональной фармакотерапии. Чем нужда, потребность и спрос отличаются друг от друга. Оценки качества жизни и их роль в развитии представлений о должной помощи. Оценка трудоспособности как элемент медицинской помощи. Представления людей о продолжительности жизни и требования общества к качеству медицинской помощи. Роль и место здравоохранения в национальной экономике. Криминализация нежелательных эффектов оказания помощи и ее качество. Возможно ли достигать качества помощи без развития «защитной» практик. Истоки доверия качеству помощи в коммерческих организациях. Темы эссе возможны иные по согласованию с преподавателем.
- Подготовка к семинарским занятиям, включая домашние задания
- Контрольная работаКонтрольная работа по теме «Управление качеством медицинской помощи» Задание: Предложить для организации, в которой работает студент, структуру, нацеленную на улучшение важных характеристик работы организации или ее подразделения - предложить непрерывно действующий процесс, нацеленный на решение актуальных для организации проблем.
- ЭкзаменЭкзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://www.zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студентПримеры вопросов на экзамене: 1.1.1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины 1.2. При каких обстоятельствах возникли больницы в Европе? 1.3. На каких принципах основана классификация болезней? 1.4. Как устанавливается эффективность диагностических тестов? 1.5. Как устанавливается эффективность лечебных вмешательств? 1.6. Как устанавливается эффективность профилактических вмешательств? 1.7. Что такое дисконт в расчете затратной эффективности технологии? 1.8. Чем доказательная медицина отличается от оценки медицинской технологии? 1.9. Что такое клинические рекомендации? 1.10. Как распространенная практика может отражать стандарт качества? 1.11. Как соотносятся медико-экономические стандарты и клинические рекомендации? 1.12. Что такое положительный список лекарственных средств? 1.13. Что такое список жизненно важных лекарственных средств? 1.14. Чем нужда, потребность и спрос отличаются друг от друга? 1.15. Что такое качество жизни, и как его измеряют? 1.16. Что такое DALY и QALY? 1.17. Что такое инвалидность? 1.18. Что такое средняя продолжительность предстоящей жизни? 1.19. Значение заболеваемости для анализа и планирования деятельности врачей, органов и учреждений здравоохранения, для оценки качества и эффективности медицинской помощи. 1.20. Каковы основные типы систем здравоохранения? 1.21. Роль и место здравоохранения в экономике народного хозяйства. 1.22. Назовите основные субъекты системы здравоохранения. 1.23. Какое значение имеют преемственность и взаимосвязь между различными лечебно-профилактическими учреждениями? 1.24. Что такое диспансерный метод? 1.25. Назовите основные этапы организации медицинской помощи сельскому населению. 1.26. Что такое стационарозамещающие формы медицинской помощи? 1.27. Какова роль врача общей практики и семейного врача в оказании медицинской помощи, в чем их различие? 1.28. В чем заключаются основные функции финансирования здравоохранения? 1.29. Назовите основные источники финансирования здравоохранения. 1.30. Каковы недостатки и преимущества одноканальной и многоканальной систем финансирования? 1.31. Что такое бесплатная медицинская помощь? 1.32. В чем заключаются проблемы коммерциализации в здравоохранении? 1.33. Какие вы знаете уровни управления здравоохранением? 1.34. Каковы основные формы информационного обеспечения управления? 1.35. В чем отличие ведомственной и вневедомственной экспертизы качества? 1.36. В чем отличие внешней и внутренней экспертизы качества? 1.37. В чем отличие независимой экспертизы качества медицинской помощи и медицинских услуг? 1.38. Какие виды эффективности различают в здравоохранении? 1.39. В чем преимущества и недостатки структурного, процессного и результативного подходов к управлению качеством медициной помощи? 1.40. Дайте характеристику лекарственного обеспечения в России. 1.41. Каковы проблемы лекарственного обеспечения в России? 1.42. Какие мировые модели лекарственного обеспечения могут быть перспективными для России и почему? 1
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модульОитоговая = 0,8*Онакопл оц. (0.4*Работа на семинарских занятиях, включая выполнение домашних заданий + 0.2*Эссе + 0.2*Контрольная работа) + 0,2*Оэкзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Бережливое производство + шесть сигм : комбинируя качество шести сигм со скоростью бережливого производства, Джордж, М. Л., 2006
- Борьба с неравенством в здравоохранении : синтез опыта и инструментов, Язбек, А. С., 2010
- Внедрение новых технологий в медицинских организациях : зарубежный опыт и российская практика, Засимова, Л. С., 2013
- Всеобщее управление качеством : стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях (TQM): пер. с англ., Джордж, С., 2002
- Выход из кризиса : новая парадигма управления людьми, системами и процессами, Деминг, Э., 2017
- Зарубежный опыт управления персоналом. Ч.6: Оплата труда персонала : пер. с англ., Круден Г.Дж., Шерман А.У., 2001
- Защита прав пациентов, Колоколов, Г.Р., 2009
- Модернизация российского здравоохранения: 2008-2020 годы : концепция Государственного университета - Высшей школы экономики, Шевский, В. И., 2008
- Мотивация и оплата труда : современные модели и технологии : учеб. пособие для вузов, Ребров, А. В., 2016
- Общественное здоровье и здравоохранение : национальное руководство, , 2014
- Российское здравоохранение : новые вызовы и новые задачи : докл. ГУ ВШЭ к X Междунар. науч. конф. ГУ ВШЭ по проблемам развития экономики и общества, Москва, 7-9 апр. 2009 г., Шейман, И. М., 2009
- Российское здравоохранение: проблемы управления и эффективность [Электронный ресурс] : монография / А.А. Шабунова и др.; под общ. ред. А.А. Шабуновой. - Вологда : ФГБУН ВолНЦ РАН, 2017. - 244 с. - ISBN 978-5-93299-381-1. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1019469 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1019469
Рекомендуемая дополнительная литература
- Бережливое производство + шесть сигм : комбинируя качество шести сигм со скоростью бережливого производства, Джордж, М. Л., 2007