• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Матрица сновидений и работа малых исследовательских групп в психодинамическом организационном консультировании

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Психоанализ и психоаналитическое бизнес - консультирование
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Основной целью курса является изучение концепций и теории социальной матрицы сновидений, а также динамики работы малых исследовательских групп, как практических инструментов, применяемых в организационном психодинамическом консультировании. Курс носит прикладной практический характер, и позволяет студентам осваивать методы и техники и использовать их в дальнейшем в собственной практики работы с организациями
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Приобретение навыков работы с таким инструментом как Матрица сновидений и работа малых исследовательских групп в психодинамическом организационном консультировании
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует гендерные и социокультурные различия в содержании сновидений, проблему функций сновидений. Определяет основные характеристики сенсорных модальностей, эмоций и мышления в сновидениях. Определяет странность сновидений и описывает способы ее измерения. Излагает результаты исследований типичных тем сновидений. Описывает основные результаты исследований осознанных сновидений, кошмаров и сновидений при душевных заболеваниях и расстройствах сна.
  • Воспроизводит основные положения подхода Д. Фоулкса, Сопоставляет результаты срезовых и лонгитюдных исследований научной группы Д. Фоулкса. Описывает стадии и предикторы развития сновидений в разных возрастных группах от 3 до 15 лет. Описывает и комментирует проблематику исследований онтогенеза сновидений у слепых. Анализирует проблему филогенеза сновидений и исследования сновидений у животных.
  • Воспроизводит основные положения подходов Дж. У. Домхоффа и К. Холла. Дает характеристику основным количественным методам анализа сновидений. Сопоставляет различные формы сбора отчетов о сновидениях. Владеет методом контент-анализа К. Холла и Р. Ван де Кастла. Интерпретирует данные "норм" ХВдК. Дает характеристику качественным методам анализа сновидений, владеет методом тематического анализа. Подкрепляет изложение вышеназванных методов примерами из работ Дж.У. Домхоффа, К. Холла.
  • Излагает и комментирует основные положения классического психоанализа З. Фрейда применительно к исследованию сновидений. Иллюстрирует изложение методов З. Фрейда примерами из его работ и его практики. Излагает основные положения подхода Ж. Лакана к интерпретации сновидений.
  • Излагает и комментирует основные положения экзистенциального анализа сновидений (Л. Бинсвангер) и Dasein-аналитического подхода к сновидениям (М. Босс, М. Хайдеггер), иллюстрирует их изложение примерами из практики вышеназванных авторов.
  • Называет основные вехи в развитии науки о сновидениях. Описывает современные подходы к исследованию сновидений.
  • Проводит различение между сном и сновидением как процессами с различными уровнями детерминации. Перечисляет основные положениях подходов Дж. Хобсона и М. Солмса и объяснять их суть. Называет основные нейронные подсистемы и указывает на их специфические функции, необходимые для развертки сновидений. Воспроизводит типологию REM и NREM сновидений.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Развитие сновидений в онтогенезе и филогенезе
  • Нейропсихологические механизмы сновидений
  • История и современное состояние исследований сновидений в психологии
  • Когнитивный подход к исследованию сновидений
  • Основные вопросы исследования сновидений
  • Психоаналитический подход к исследованию сновидений
  • Феноменологический подход к исследованию сновидений
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.5 * Эссе + 0.5 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Domhoff, G. W. (2017). The Emergence of Dreaming : Mind-Wandering, Embodied Simulation, and the Default Network (Vol. 1 Edition). New York City: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1591156
  • Gendlin E. (2009). The phenomenological concept against a phenomenological method: the Critical analysis of Medard Boss work with dreams. Konsulʹtativnaâ Psihologiâ i Psihoterapiâ, (2), 130. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsdoj&AN=edsdoj.8674ad9b32794fbda6bb1dba13ba5f6c
  • Moorcroft, W. H. (2013). Understanding Sleep and Dreaming (Vol. 2nd ed). New York: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=642591
  • Бытие-в-мире : избр. статьи, Бинсвангер, Л., 1999

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Blagrove, M. T., Edwards, C., van Rijn, E., Reid, A., Malinowski, J. E., Bennett, P., … Ruby, P. (2018). Insight from the Consideration of REM dreams, Non-REM Dreams and Daydreams. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B63DDBD8
  • Bulkeley, K. (2017). The future of dream science. Annals of the New York Academy of Sciences, 1406(1), 68–70. https://doi.org/10.1111/nyas.13415
  • Domhoff, G. W. (2011). Dreams Are Embodied Simulations That Dramatize Conception and Concerns: The Continuity Hypothesis in Empirical, Theoretical, and Historical Context. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.79A845CE
  • Eugénie Samson-Daoust, Sarah-Hélène Julien, Dominic Beaulieu-Prévost, & Antonio Zadra. (2019). Predicting the affective tone of everyday dreams: A prospective study of state and trait variables. Scientific Reports, (1), 1. https://doi.org/10.1038/s41598-019-50859-w
  • Gauchat, A., Zadra, A., Tremblay, R. E., Zelazo, P. D., & Séguin, J. R. (2009). Recurrent Dreams and Psychosocial Adjustment in Preteenaged Children. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6B9A07B7
  • Gott, J. A., Liley, D. T. J., & Hobson, J. A. (2017). Towards a Functional Understanding of PGO Waves. https://doi.org/10.3389/fnhum.2017.00089
  • Hall, C., & Domhoff, B. (1964). Friendliness in Dreams. Journal of Social Psychology, 62(2), 309–314. https://doi.org/10.1080/00224545.1964.9919528
  • Hobson, J. A. (2009). REM sleep and dreaming: towards a theory of protoconsciousness. Nature Reviews Neuroscience, 10(11), 803–813. https://doi.org/10.1038/nrn2716
  • König, N., Heizmann, L. M., Göritz, A. S., & Schredl, M. (2017). Colors in dreams and the introduction of color TV in Germany: An online study. International Journal of Dream Research, 10(1), 59–64. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=123228497
  • Lacan, J. (2004). The Four Fundamental Concepts of Psycho-Analysis. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=369273
  • Samson-Daoust, E., Julien, S.-H., Beaulieu-Prévost, D., & Zadra, A. (2019). Predicting the affective tone of everyday dreams: A prospective study of state and trait variables. Scientific Reports, 9(1), N.PAG. https://doi.org/10.1038/s41598-019-50859-w
  • Schredl, M. (2003). Effects of state and trait factors on nightmare frequency. European Archives Of Psychiatry And Clinical Neuroscience, 253(5), 241–247. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=mdc&AN=14504993
  • Schredl, M. (2016). Dreams and Nightmares in Personality Disorders. Current Psychiatry Reports, 18(2), 15. https://doi.org/10.1007/s11920-015-0653-2
  • Schredl, M., Henley, J., & Blagrove, M. (2016). Lucid dreaming and personality in children/adolescents and adults: The UK library study. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.38C4EBAE
  • Weisz, R., & Foulkes, D. (1970). Home and laboratory dreams collected under uniform sampling conditions. Psychophysiology, 6(5), 588–596. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=mdc&AN=4320884
  • Психология сознания, Ревонсуо, А., 2013
  • Семинары. Кн.11: Четыре основные понятия психоанализа (1964), Лакан, Ж., 2004
  • Толкование сновидений : пер. с нем., Фрейд, З., 2000

Авторы

  • Шаповалова Екатерина Викторовна