Магистратура
2021/2022
Стратегическое мышление и стратегический анализ
Статус:
Курс обязательный (Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме)
Направление:
38.04.02. Менеджмент
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Татарченко Лев Владимирович
Прогр. обучения:
Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Стратегическое мышление и стратегический анализ» относится к базовой части дисциплин направления и формирует у студентов знания и навыки для подготовки к карьере профессионального менеджера. Программой дисциплины предусмотрено овладение знаниями и навыками в проведении современного стратегического анализа, а также основами стратегического дизайн-мышления для разработки корпоративной стратегии развития бизнеса и бизнес-стратегий отдельных направлений деятельности. В рамках курса будет сделан фокус на создание основ для формирования стратегического мышления как одного из основных надпрофессиональных навыков. Основой обучения является освоение концептуальных основ стратегического менеджмента, принципов построения стратегического процесса в организации на основе формирования планов и проектирования организационной структуры, организационного научения и предпринимательства. Важной особенностью курса является практическая отработка изучаемых методов стратегического анализа.
Цель освоения дисциплины
- освоить основные концепции стратегического мышления и техники стратегического анализа;
- сформировать понимание стратегического процесса и научиться создавать процесс управления потоком стратегических задач;
- освоить методы интеграции временной перспективы, анализа стратегических альтернатив и принятия решений в условиях неопределённости;
- развить системное представление о деятельности фирмы и реализации проекта в контексте внешнего окружения;
- практически овладеть методами современного стратегического анализа, формирования и анализа бизнес-моделей.
Планируемые результаты обучения
- понимать особенности стратегического мышления;
- проводить аудит корпоративного портфеля с применением портфельных матриц и оценить его сбалансированность, а также выявить и оценить ядро (ядра) корпоративного портфеля и оценить их потенциал;
- проводить стратегический анализ влияния внешнего окружения и потенциала организации, а также синтез адекватных решений по развитию бизнеса;
- проводить стратегический анализ и синтез цепочки (сети) создания ценности, обосновывать in house/outsourcing варианты ее развития, включая цифровую трансформацию в направлении формирования платформы и цифровой экосистемы;
- проектировать стратегию развития в формате бизнес-модели.
- системно описывать деятельность организации в контексте внешнего окружения в формате бизнес-модели;
- уметь создавать видение будущего и увязывать его с целеполаганием, стратегическими альтернативами и стратегическими вызовами;
- уметь формулировать стратегические задачи в условиях неопределённости;
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Современная организация в меняющемся мире
- Тема 2. Современный бизнес: тренды, тенденции и модели развития
- Тема 3. Стратегический процесс
- Тема 4. Введение в стратегическое мышление
- Тема 5. Теория стратегии: основные элементы, базовые концепции и модели
- Тема 6. Бизнес-модель и системное описание бизнеса
- Тема 7. Корпоративная стратегия
- Тема 8. Стратегический анализ: основные концепции и модели
- Тема 9. Сценарный анализ и планирование
- Тема 10. Внутрифирменный стратегический анализ
- Тема 11. Обоснование бизнес-стратегии в формате бизнес-модели
Элементы контроля
- Защита командного проектаСтуденты выполняют в малых группах по 5-6 человек проекты по разработке стратегии развития бизнеса по перспективному направлению деятельности в формате бизнес-модели.
- Работа на занятияхВ течение курса студенты выполняют на занятиях кейсы/практические задания, результаты которых представляются в виде презентации.
- ЭкзаменЭкзамен – проводится по итогам освоения дисциплины в рамках экзаменационной сессии 3 модуля в формате индивидуальной письменной работы.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 3 модуль0.2 * Работа на занятиях + 0.3 * Экзамен + 0.5 * Защита командного проекта
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Боева, Н., & Назарова, А. (2013). Построение Бизнес-Моделей С Помощью Проведения Инновационного Аудита Для Малых И Средних Предприятий. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ, 2.
- Снитко, Л. Т., & Храбан, Г. С. (2019). Стратегия «Голубого океана» как приоритет и возможность для экономик России и Беларуси.
Рекомендуемая дополнительная литература
- КАЗАКОВА Н.А. (2016). Современный Стратегический Анализ. Международный Журнал Экспериментального Образования, 6–1.