Магистратура
2021/2022
Модерность: человек и общество
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (История современного мира)
Направление:
46.04.01. История
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
История современного мира
Язык:
русский
Кредиты:
8
Контактные часы:
92
Программа дисциплины
Аннотация
В курсе эпоха современности рассматривается в двойной перспективе: со стороны институциональных (транс)формаций и со стороны технологий индивида (политических, экономических, культурных). Знакомство с базовыми теоретическими оптиками сочетается с освоением инструментов, необходимых для аналитического описания человека и общества в рамках исторического исследования
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины является введение студентов в социально-антропологические исследования современности. Задачи курса: а) рассмотреть различные формы проблематизации и концептуализации понятия модерна в европейской науке XVIII–XX вв.; б) проблематизировать модерные режимы производства знания о человеке обществе; в) познакомить студентов с моделями и методами, используемыми для исторического исследования человека и общества в эпоху современности
Планируемые результаты обучения
- Владеть необходимым концептуальным аппаратом
- Знать антропологический подход к анализу разговора, культурное и жанровое своеобразие «русских разговоров»
- Знать историю зрения и её специфику
- Знать круг источников по истории зрения в СССР и опыт работы с ними
- Знать модель историко-психологической реконструкции
- Знать основные направления исторической психологии, ключевых её представителей и проблемы
- Знать основные положения теории травмы в психоанализе и её историко-антропологические проекции
- Знать техники историзации личности и субъектности
- Иметь начальные навыки использования этнографических методов для работы в архиве
- Иметь представление о меморополитике, исторической и коллективной травме
- Иметь представление об исторической персонологии, её концептуальном аппарате и проблемах
- Ориентироваться в литературе по теме
- Ориентироваться в разновидностях исторического романа
- Уметь вести исследовательскую работу в группе, распределять круг задач
- Уметь использовать цифровые среды для совместной работы
- Уметь обнаруживать элементы психологизма в текстах историков и занимать рефлексивную позицию по отношению к нему
- Уметь подбирать источники для анализа разговоров и адаптировать антропологические модели для задач исторического исследования
- Уметь подбирать источники и аналитические модели для работы с травматическим опытом на материале отечественной истории ХХ в.
- Уметь представлять промежуточные результаты исследования
- Уметь реализовывать весь цикл изучения историко-психологических и историко-антропологических аспектов отечественной истории ХХ в.
- Уметь соотнести историю чувствительности с историей знаний и технологий
- Уметь соотносить проблематику травмы с проблематикой политики репрезентаций
- Познакомиться с методом биографического интервью
- Сформировать представление о биографических технологиях
- Сформировать представление о концептуализации психологизма в литературоведении и перспективах его историзации
- Сформировать представление об антропологическом повороте в истории
- Уметь объяснить преимущества и ограничения историко-психологического синтеза, адаптировать разработки исторических психологов к задачам своего исследования
- Уметь объяснить различия историко-психологического и историко-антропологического синтеза
- Уметь объяснять принципы и техники адаптации моделей политической и исторической субъектификации, выработанные на западноевропейском материале, применительно к отечественному контексту
- Уметь привести примеры исследований, выполненных в антропологическом ключе, на материале отечественной истории ХХ в.
Содержание учебной дисциплины
- 1.1. Человек в поисках (своей) биографии
- 1.2. Историки в поисках героя: Психологизм и нарратив
- 1.3. Историческая психология: история невозможной коммуникации
- 1.4. Антропологический поворот
- 1.5. «Работа зрения», или советский человек как оптический субъект
- 1.6. «Обличать и лицемерить»: генеалогия личности в СССР
- 1.7. Трудный ХХ век и травматический опыт
- 1.8. «Русские разговоры» в эпоху перестройки
- 1.9. История боли [воли, сновидений, молчания, отношений, творчества, мобильности, нового мышления] в России ХХ века: учебное исследование
- 2.1. Рождение социологии во второй половине ХIХ века. Конт и Маркс
- 2.2. Вебер и Дюркгейм
- 2.3. Специфика российской социологии. Ковалевский, Сорокин и поиски рубежа XX-XXI вв.
- 2.4. Понятие традиции как антитезы и необходимого элемента современности
- 2.5. Социальная теория межвоенной эпохи
- 2.6. Парсонс, Мертон и социология знания
- 2.7. Чикагская школа и идеи И. Гофмана
- 2.8. Поздний Модерн и постмодерн
Элементы контроля
- Участие в семинарских обсужденияхВ модулях 1-2 (антропологический блок курса) участие в семинарах оценивается по пятибалльной шкале, для получения аудиторного максимума необходимо получить максимальный балл не менее чем за 6 семинарских занятий. Удельный вес в итоговой аттестации - 30%
- КЗ-1: Запись биографического интервью и составление аналитической запискиДедлайн 25 сентября. Работа оценивается по 10-балльной шкале. Коэффициент 0,1. Удельный вес в итоговой оценке за антропологическую часть курса - 10%
- КЗ-2: Транскибирование интервью, мемо, коды и аналитическая записка к расшифровке записиДедлайн предоставления полного транскрипта - 10 октября. Работа оценивается по 10-балльной шкале. Коэффициент 0,2. Удельный вес в итоговой оценке за антропологическую часть курса - 20%
- КЗ-3: Формулировка и обоснование темы аналитического отчетаДедлайн 17 октября. Объем до 500 слов. Работа оценивается по 10-балльной шкале. Коэффициент 0,1. Удельный вес в итоговой оценке за антропологическую часть курса - 10%
- Аналитический отчетОбъем до 3000 слов. Дедлайн 12 декабря. Оценивается по 10-балльной шкале. Коэффициент 0,2. Удельный вес в итоговой оценке за антропологическую часть курса - 20%. За совместные аналитические отчеты, в которых прописано разделение труда, начисляются бонусные баллы
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модульОд = 0,3Оа + 0,6Окз +0,1Оэ, где: Оа – оценка за работу на семинарских занятиях; Окз – суммарная оценка за цикл из четырех контрольных заданий, при этом коэффициент за 1КЗ (запись интервью и составление аннотации) – 0,1, за КЗ2 (расшифровка и первичное кодирование) – 0,2, за КЗ3 (заявка на проект) – 0,1, за КЗ4 (аналитический отчет) – 0,2; Оэ – оценка за экзамен (презентация итогового отчета + обсуждение отчета)
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.1 * КЗ-3: Формулировка и обоснование темы аналитического отчета + 0.3 * Участие в семинарских обсуждениях + 0.2 * КЗ-2: Транскибирование интервью, мемо, коды и аналитическая записка к расшифровке записи + 0.1 * КЗ-1: Запись биографического интервью и составление аналитической записки + 0.2 * Аналитический отчет
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- "Русские разговоры" : культура и речевая повседневность эпохи перестройки, Рис, Н., 2005
- Irina Paperno. (2009). Stories of the Soviet Experience : Memoirs, Diaries, Dreams. Cornell University Press.
- Jeffrey C. Alexander, Ron Eyerman, Bernard Giesen, Neil J. Smelser, & Piotr Sztompka. (2004). Cultural Trauma and Collective Identity. University of California Press.
- Историческая антропология : пособие к лекционному курсу, Кром, М. М., 2004
- Историческая психология, Шкуратов, В. А., 1994
- Нарративная психология : самость, психологическая травма и конструирование смыслов, Кроссли, М. Л., 2013
- Новая историческая психология: монография / В.А. Шкуратов. - Ростов н/Д: Издательство ЮФУ, 2009. - 208 с. ISBN 978-5-9275-0620-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/549881
- Обличать и лицемерить : генеалогия российской личности, Хархордин, О. В., 2002
- Слово - письмо - литература : очерки по социологии современной культуры, Дубин, Б. В., 2001
Рекомендуемая дополнительная литература
- Burke, P. (2001). Eyewitnessing : The Uses of Images As Historical Evidence. London: Reaktion Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=344015
- Eustace, N., Lean, E., Livingston, J., Plamper, J., Reddy, W. M., & Rosenwein, B. H. (2012). AHR Conversation: The Historical Study of Emotions. American Historical Review, 117(5), 1487. https://doi.org/10.1093/ahr/117.5.1487
- Gill, A., & Hooper, D. (2020). Integrating Conversational Analysis and Dialogic Reflection within Reflective Practice. Iranian Journal of Language Teaching Research, 8(2), 1–23.
- Hellbeck, J. (2016). 7. Working, Struggling, Becoming: Stalin-Era Autobiographical Texts1. France, Europe: Éditions de la Maison des sciences de l’homme. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4C3B90F4
- БРЕЙТМАН АЛЕКСАНДР СЕМЁНОВИЧ. (2015). Культурная травма в отечественном кинодискурсе (диалог «Бориса Годунова» С. Эйзенштейна и «Царя» П. Лунгина). Вестник Приамурского Государственного Университета Им. Шолом-Алейхема, 3 (20).
- Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы, Фуко, М., 2015
- Юнг, К. Проблемы души нашего времени : сборник научных трудов / К. Юнг. — Санкт-Петербург : Питер, 2002. — 352 с. — (Психология-классика). - ISBN 5-318-00683-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/[### НЕ ИЗМЕНЯТЬ !!! ###] - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1054591
- ЯЦУЦЕНКО ЮЛИЯ ВИКТОРОВНА. (2016). Этическая Идентификация Субъекта И «Техники Себя» В Работах Мишеля Фуко. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FE82CA2E