Магистратура
2021/2022
Теория отраслевых рынков
Статус:
Курс по выбору (Государственное и муниципальное управление)
Направление:
38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Департамент прикладной экономики
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
20
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Юсупова Гюзель Фатеховна
Прогр. обучения:
Государственное и муниципальное управление
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
4
Программа дисциплины
Аннотация
Почему на одних рынках среди продавцов преобладают крупные международные компании, а на других – небольшие локальные производители? Как связаны размер фирмы и способность организовать управление внутри компании? Почему продавцы так много денег тратят на рекламу, вообще ничего не сообщающую о характеристиках продукта? Многие производители безразличны к условиям перепродажи своего товара дилерами, а другие вовсе нет – почему? Курс отвечает на эти и некоторые другие вопросы. Темы курса включают: факторы, влияющие на размер и внутреннюю организацию фирм, инструменты регулирования монополий и их эффективность, закономерности конкуренции и отказа от конкуренции (включая сговор), эмпирическая оценка интенсивности конкуренции на рынках, инструменты и результаты неценовой конкуренции, вертикальная организация рынков, влияние асимметрии информации на рынки, формирование структуры рынка в результате входа и выхода продавцов, влияние структуры рынка на стимулы к инновациям, сетевые эффекты потребления. Курс сочетает изучение теоретических моделей, подходов к их эмпирическому тестированию и результатов такого тестирования, а также приложения выводов теории к анализу конкретных ситуаций в поведении компаний и конкурентной политике. Успешное изучение курса предполагает владение основами микроэкономического анализа.
Цель освоения дисциплины
- Дать студентам развернутое представление об основных моделях, объясняющих формирование структуры рынка, о влиянии структуры рынка на поведение участников и общественное благосостояние, познакомить с методами и результатами эмпирических исследований в области теории отраслевых рынков и конкурентной политики.
- Изучить методы и компоненты современной теории отраслевых рынков (Industrial Organization) как теоретического объяснения рыночных стратегий продавцов на рынках и использования методов и аргументов теории отраслевых рынков при планировании и проведении конкурентной политики
Планируемые результаты обучения
- Выделяет факторы, влияющие на конкуренцию и тенденции развития отраслевых рынков
- Выделять факторы, влияющие на конкуренцию и тенденции развития отраслевых рынков
- Сравнивает использование моделей стратегического взаимодействия с точки зрения оценки ценовой конкуренции.
- Сравнивает подходы к моделированию поведения и стратегического взаимодействия продавцов
Содержание учебной дисциплины
- Монополия и регулирование
- Ассортиментная политика и качество
- Ценовая дискриминация
- Вертикальные ограничения.
- Ценовая конкуренция в краткосрочном периоде
- Ценовая конкуренция в долгосрочном периоде и молчаливый сговор
- Вход и ограничения входа
- Исследования, разработки и патентная защита
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.6 * Оценка за прохождение МООС "Теория отраслевых рынков" + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Bergh, R. V. den. (2017). Comparative Competition Law and Economics. [N.p.]: Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1815134
- Tirole, J. (1988). The Theory of Industrial Organization. Cambridge, Mass: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=11386
Рекомендуемая дополнительная литература
- Eisenmann, T., Parker, G., & Alstyne, M. W. V. (2006). Strategies for Two-Sided Markets. Harvard Business Review, 84(10), 92–101. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=22316862
- Morris, D. (1977). Theory of the Firm/Theory of the Firm/The Theory of the Firm/Modern Managerial Economics/Managerial Economics/Introduction to Process Economics/An Introduction to Industrial Economics/Industrial Organization/The Strategy and Structure of British Enterprise/The Economic System/Economic Policy/An Introduction to Applied Economics/Disequilibrium Economics. Journal of Management Studies (Wiley-Blackwell), 14(1), 105–116. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=4555251