Магистратура
2021/2022
Психоаналитическая психосоматика. Психоаналитическая техника работы с психосоматическими и оператуарными пациентами
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Психоанализ и психоаналитическая психотерапия)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Фусу Лариса Ивановна
Прогр. обучения:
Психоанализ и психоаналитическая психотерапия
Язык:
русский
Кредиты:
2
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Основной целью освоения дисциплины является обучение студента основам психоаналитической психосоматики, в т.ч. знаниями о психосоматических расстройствах, факторах их возникновения, психологических воздействиях. Задачи освоения дисциплины: • сформировать представление о психоаналитической психосоматике, ее предмете, задачах, методах исследования; • сформировать представление об основных психосоматических теориях; • сформировать представление об основных видах психосоматических расстройств; • сформировать представление об отношении человека к болезни и факторах его формирования, • сформировать представление об организации деятельности в процессе психоаналитического консультирования с клиентами с психосоматическими расстройствами.
Цель освоения дисциплины
- Основной целью освоения дисциплины является обучение студента основам психоаналитической психосоматики, в т.ч. знаниями о психосоматических расстройствах, факторах их возникновения, психологических воздействиях.
Планируемые результаты обучения
- В результате освоения дисциплины студент должен знать: • принципы поиска научной информации, принципы подготовки научного аналитического текста; • основные принципы психоаналитического подхода при психосоматических расстройствах; • основные методы психотерапии; • цели и условия использования каждого из рассматриваемых методов; • этапы проведения психотерапии при выявления психосоматики; • особенности работы на каждом этапе индивидуальной и групповой психотерапии при психосоматике.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Психосоматика. Определение понятия «психосоматика». Предмет и задачи психосоматики.
- Тема 2. Психосоматическая инвестигация (первичное интервью психосоматического пациента). Психосоматическое функционирование. Случай П.Марти.
- Тема 3. Понятие дементализации. Соматизации. Дифференциальная диагностика конверсионных истерических симптомов и так называемых «психосоматических»
- Тема 4. Фаллический нарциссизм. «Белое» горе. «Белая» мания. Навязчивое повторение (поведенческий путь) вместо психизации
- Тема 5. Психосоматические теории. Характерологически-ориентированные типологии и модели личности. Теория специфического динамического конфликта Ф.Александера. Интегративные модели. Концепция алекситимии. Теория стресса: нейрофизиологическое, эндокринное, психоимунное направления. Концепция враждебности.
- Тема 10. Суггестивная психотерапия. Телесно-ориентированная психотерапия, техники релаксации. Арт-терапия. Сказкотерапия. Игровая терапия.
- Тема 6. Классификация психосоматических расстройств. Психоаналитическая классификация. Органические, функциональные и психогенные расстройства. Психиатрическая классификация.
- Тема 7. Отношение человека к болезни.
- Тема 8. Личность и отношение к болезни людей с различными соматическими заболеваниями.
- Тема 9. Психотерапия при психосоматических расстройствах.
Элементы контроля
- работы в формате письменного эссе и/или реферата на основе зарубежной литературы
- работы в формате письменного эссе и/или реферата на основе зарубежной литературы
- Эссе
- Реферат
Промежуточная аттестация
- 2020/2021 учебный год 4 модуль0.5 * Реферат + 0.5 * Эссе
- 2021/2022 учебный год 3 модульПорядок формирования оценки по дисциплине: Преподаватель оценивает письменную(ые) работу(ы) студентов (эссе/реферат), выставляет за каждую присланную работу оценку; итоговая результирующая оценка складывается из среднеарифметической по всем присланным работам. Оитоговая= 0,3*Оэссе1+ 0,3*Оэссе2+ 0,4*Оэссе3
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Под ред. Притца А., Решетникова М. М. - ПСИХОАНАЛИЗ. PSYCHOANALYSIS 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 289с. - ISBN: 978-5-534-09537-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihoanaliz-psychoanalysis-429738
- Психосоматика : нейро - лингвистическое программирование (НЛП), самовнушение, семейная психотерапия, танцевально - двигательная терапия, Малкина-Пых, И. Г., 2010
- Психосоматика : справ. практического психолога, Малкина-Пых, И. Г., 2005
- Рождественский Д. С. - ПСИХОСОМАТИКА: ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД 2-е изд. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 235с. - ISBN: 978-5-534-11247-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihosomatika-psihoanaliticheskiy-podhod-444850
Рекомендуемая дополнительная литература
- Клиент - центрированная психотерапия : теория, современная практика и применение, Роджерс, К. Р., 2002
- Королева, Е.Г. Психосоматика : учебное пособие / Е.Г. Королева. - Saarbrucken : Palmarium Academic Publishing, 2014. - 152 с. - ISBN 978-3-639-75297-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1059059
- Психотерапия и лидерство : пер. с англ., Карделл, Ф. Д., 2000
- Ромек В. Г. - ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 192с. - ISBN: 978-5-534-05738-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/povedencheskaya-psihoterapiya-441298
- Соколова Е. Т. - ПСИХОТЕРАПИЯ 5-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 359с. - ISBN: 978-5-534-05416-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihoterapiya-437422