• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Экономика медиа

Статус: Курс обязательный (Медиапроизводство и медиааналитика)
Направление: 42.04.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Гасанов Эмин Салман Оглы, Довбыш Ольга Сергеевна, Казакулова Галина Рафаилевна, Тимофеева Оксана Александровна
Прогр. обучения: Медиапроизводство и медиааналитика
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "Экономика медиа" призван познакомить студентов с основными понятиями экономической теории, применимых к медиарынку. В рамках курса магистранты познакомятся с основными характеристиками медиарынка как сдвоенного рынка, а также узнают особенности культурного продукта. Также в рамках курса студенты узнают о видах концентрации и конкуренции в СМИ, а также о возможных способах государственного регулирования этих явлений. Дисциплина разработана для студентов, обучающихся по направлению подготовки 42.04.05 Медиакоммуникации и 42.04.02 Журналистика, и реализуется в межкампусном формате с применением дистанционных технологий для студентов, обучающихся в НИУ ВШЭ – Москва, НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать представление о системе СМИ как системе, действующей в рамках хозяйственных и экономических связей при специфической организации труда и в условиях особенного, нетрадиционного для обычной экономики, ценообразования и потребления
  • Знакомство студентов с основными составляющими экономики медиа, особенностями медиарынка как специфической системы обмена, с ключевыми моделями медиаэкономики (связанными, прежде всего, со степенью коммерциализации медиаиндустрии)
  • Сформировать у студентов представления об основных функциях и ролях рекламы, видах современной рекламы и средствах ее распространения, изучить зарубежный, а так-же отечественный опыт функционирования рекламного рынка, его экономические, национальные и культурные особенности, проанализировать правовые основы функционирования рекламной деятельности в разных странах
  • Курс позволит обозначить ключевые отличия государственной экономической политики в области медиа различных стран мира, сформировать пони-мание основных особенностей регулирования экономики медиа (регулирования концентрации, национальной идентичности в медиа и т. д.)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выделяет особенности "культурного" продукта
  • Знает виды конкуренции СМИ
  • Знает основные модели доставки телевизионного сигнала
  • Знает основные российские и иностранные медиаконцерны
  • Знает основные стратегии
  • Знает понятие медиарынка и понимает роль медиа в современной экономике
  • Знает типы издержек предприятия
  • Знает устройство медийной экосистемы
  • Определяет вид издержек предприятия
  • Осознает гибридность медиапродукта
  • Понимает действие экономики масштабов производства медипредприятия
  • Понимает особенности государственная поддержки медиаорганизаций в развитых странах Запада
  • Понимает особенности крупных медиаконцернов
  • Понимает особенности системы непрямой государственной поддержки
  • Понимает суть сдвоенности медиарынка
  • Различает виды концентрации медиабизнеса
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • New Media Business Models
  • Media Economics Foundations
  • Digital Newsrooms
  • Esports and Organization Studies (how teams work and perform in a fastchanging environment)
  • Using Microsoft Excel for solving business and management tasks in field of media
  • Foundations of media economics and media management (Основы медиаэкономики и медиаменеджмента).
  • Тема 1. Специфика медиа как товара и медиаиндустрии в целом, основные понятия медиаэкономики.
  • Strategic media management (Стратегический медиаменеджмент)
  • Тема 5. Концентрация в медиа. Ведущие мировые медиаконцерны.
  • Тема 4. Конкуренция СМИ: ее виды. Типы рыночных структур в медиаиндустрии.
  • Тема 3. Концепция сдвоенного рынка СМИ.
  • Тема 6. Инфраструктура медиа. Сети передачи данных для медиа, способы цифровой дистрибуции медиапродуктов.
  • Тема 7. Государственная политика в области медиа.
  • Strategic Media Management
  • Esports and the Changing Digital Media Landscape
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест по итогам лекционных занятий
  • неблокирующий Итоговая оценка по итогам первого модуля
  • неблокирующий Итоговая оценка по итогам второго модуля
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.4 * Тест по итогам лекционных занятий + 0.3 * Итоговая оценка по итогам второго модуля + 0.3 * Итоговая оценка по итогам первого модуля
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Dwyer, P. (2019). Understanding Media Production. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1983415
  • Экономическая теория. Экономические системы: формирование и развитие / Ларионов И.К., Сильвестров С.Н. - М.:Дашков и К, 2017. - 876 с.: ISBN 978-5-394-01397-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/415121

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Основы медиабизнеса : учебник / под редакцией Е. Л. Вартановой. — Москва : Аспект Пресс, 2014. — 400 с. — ISBN 978-5-7567-0724-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68801 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Буряченко Андрей Михайлович
  • Абрамов Роман Сергеевич