Магистратура
2021/2022
Научно-исследовательский семинар "Фундаментальная и консультативная персонология"
Статус:
Курс по выбору (Консультативная психология. Персонология)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Исаева Анастасия Николаевна,
Петровский Вадим Артурович,
Старовойтенко Елена Борисовна
Прогр. обучения:
Консультативная психология. Персонология
Язык:
русский
Кредиты:
8
Контактные часы:
144
Программа дисциплины
Аннотация
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теория и методология современной психологии», «Качественные и количественные методы в психологии», «Модели персонологии»; «Навыки академического письма». Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: - Знать основы общей психологии и психологии личности; - Понимать тенденции развития современного психологического знания; - Уметь применять знания и навыки из области психологического консультирования и психотерапии. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Мастерство психологического консультирования», «Мультипрофильное консультирование», «Идеи и техники аналитической персонологии», «НИС Феноменологические исследования в экзистенциальном анализе».
Цель освоения дисциплины
- понимание современных проблем методологии персонологии; установление связей методологии, теории, концептуальных моделей, методов и практических технологий на данном этапе развития персонологии
- освоение парадигм, понимание тенденций развития персонологии как интегральной науки о личности; участие в групповых консультациях ведущих ученых-персонологов
- освоение содержаний мастер-классов психологов, развивающих новые подходы в консультировании и психотерапии личности; участие в обсуждении моделей исследований личности, представленных аспирантами и магистрами
- презентации планов и проектов собственных магистерских диссертаций
- освоение способов эффективной научной коммуникации.
Планируемые результаты обучения
- Знает основные принципы применения mixed methods в психологии личности
- Компетентен в персонологических методах исследования личности
- Понимает и может реализовать персонологический формат исследования личности
- Способен к персонологическому осмыслению частных эмпирических данных
- Умеет выбирать релевантные тексты культуры, философские тексты и научно- психологические источники для поиска и изучения конкретных феноменов
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1 Тенденции, направления, парадигмы в современной психологии личности
- Тема 2 Персонологическая перспектива психологии личности
- Тема 3 Персонологическая перспектива психологии личности
- Тема 4 Профессиональные задачи, позиции, формы деятельности персонологов
- Тема 5 Этапы, логика, планирование исследований личности в персонологии
- Тема 6 Презентация проектов диссертационных исследований
- Тема 7 Приоритетные проблемы исследований в персонологии
- Тема 8 Построение методологии персонологического исследования. Типы исследований личности
- Тема 9 Как разрабатывать теоретическую модель персонологического исследования?
- Тема 10 Стили и жанры текстов о личности
- Тема 11 Презентация теоретических глав магистерских диссертаций
- Раздел 12 Мастер-классы по персонологическому моделированию
- Тема 13 Единство исследований и практической деятельности персонологов
- Тема 14 Групповые консультации по подбору методик исследования личности
- Тема 15 Рефлексия персонолога в процессе исследования личности
- Тема 16 Оценка инновационной составляющей магистерских диссертаций
- Тема 17 Мастер- классы по применению новых концепций личности в практике консультирования
- Тема 18 Презентация эмпирических результатов и теоретических выводов магистерских диссертаций.
- Тема 19 Научно- методические рекомендации по оформлению текста и процедуре защиты магистерской диссертации
Элементы контроля
- Групповая домашняя работаГрупповая домашняя работа: самостоятельная групповая подготовка подробного анализа с презентацией
- Устный опросОпрос по домашнему заданию
- ПосещаемостьОценивание количества посещенных семинарских занятий
- ОпросОценка за экзамен является блокирующей. При сдаче экзамена на оценку «неудовлетворительно» (1,2,3) эта оценка проставляется в ведомость как результирующая по дисциплине.
- Групповая домашняя работаГрупповая домашняя работа: самостоятельная групповая подготовка подробного анализа с презентацией
- ПосещаемостьОценивание количества посещенных семинарских занятий
- ОпросОценка за экзамен является блокирующей. При сдаче экзамена на оценку «неудовлетворительно» (1,2,3) эта оценка проставляется в ведомость как результирующая по дисциплине.
- Устный опросУчастие в обсуждении проблем, поставленных на семинаре
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.25 * Посещаемость + 0.25 * Устный опрос + 0.25 * Групповая домашняя работа + 0.25 * Опрос
- 2022/2023 учебный год 3 модуль0.25 * Опрос + 0.25 * Устный опрос + 0.25 * Посещаемость + 0.25 * Групповая домашняя работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Культурная психология личности : монография, Старовойтенко, Е. Б., 2007
- Персонология : жизнь личности в культуре, Старовойтенко, Е. Б., 2015
Рекомендуемая дополнительная литература
- Анализ самости : системный подход к лечению нарциссических нарушений личности, Кохут, Х., 2003
- Мельник, В. И., & Царева, Е. А. (2016). Бердяев о роли субъективных качеств личности в творчестве. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.764F3A94
- Человек над ситуацией, Петровский, В. А., 2010