Магистратура
2021/2022
Методы филологических исследований
Статус:
Курс обязательный (Русская литература и компаративистика)
Направление:
45.04.01. Филология
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Русская литература и компаративистика
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
В ходе изучения курса «Методы филологических исследований» студенты овладевают основными современными подходами к изучению литературных текстов и формируют практические навыки анализа произведений. Студенты знакомятся с основными филологическими парадигмами анализа текстов от текстологической работы до дигитальных исследований и нейроэстетики. Текущий контроль по курсу — аудиторная работа, а также эссе, в котором студент применяет одну из пройденных методологий к выбранному тексту. Курс заканчивается устным экзаменом.
Цель освоения дисциплины
- Усвоение студентами ключевых отечественных и западных филологических теорий XX в. в междисциплинарной перспективе.
- Ознакомление с историей отечественной и зарубежной гуманитарной науки, знание основного содержания и положений центральных научных парадигм XX-XXI вв.
- Овладение навыками филологического анализа источников по русской литературе в рамках различных филологических и общегуманитарных методологий
- Освоение навыков исследовательской работы с помощью методологий современных гуманитарных наук
Планируемые результаты обучения
- Владение навыками исследовательской работы с помощью методологий современных гуманитарных наук;
- Владение навыками филологического анализа источников по русской литературе в сравнительной перспективе и в рамках других филологических методологий;
- Владение научной терминологией основных методов современного гуманитарного знания (в частности, компаративистики).
- Знание методологических подходов, использующихся при сравнительно-историческом исследованиях европейских литератур;
- Знание основных историко-культурных и филологических понятий;
- Знание развития теории сравнительного метода в России и Европе в контексте гуманитарных наук в XXв.;
- Умение анализировать тексты, применяя методы междисциплинарного анализа;
- Умение интерпретировать и классифицировать материал по истории русской литературы в междисциплинарной перспективе;
- Умение интерпретировать основные понятия филологической науки в междисциплинарном контексте;
Содержание учебной дисциплины
- Понятие научной парадигмы. Метод и парадигма. Проблема метода в гуманитарном знании
- Филологический комментарий
- Текстология как научная дисциплина
- Точные методы в гуманитарных науках
- Структурализм как научная парадигма
- Проблема интертекстуальности.
- Изучение языка литературы
- Проблема читателя. Р. Барт.
- Психологические подходы к литературе
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 1 модуль0.5 * Эссе + 0.5 * Аудиторная работа
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.4 * Экзамен + 0.4 * 2021/2022 учебный год 1 модуль + 0.2 * Аудиторная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Кун Томас. (2010). Структура научных революций. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D3757B69
- Работы о теории: Статьи / С. Зенкин. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 560 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-986-1, 1500 экз.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Нулевая степень письма : пер. с фр., Барт, Р., 2008
- Психология искусства, Выготский, Л. С., 1998
- Современная литературная теория : антология, , 2004