• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Принятие политико-управленческих решений

Статус: Курс обязательный (Прикладная политология)
Направление: 41.04.04. Политология
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Прикладная политология
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Целью дисциплины «Принятие политико-управленческих решений» является освоения студентами основных понятий и методов теории принятия решений и теории выбора. Курс не имеет аналогов не только в российской практике обучения, но и в мировой. Изучаемые здесь на доступном для студентов 1-го года обучения (1-ый цикл обучения) уровне вопросы представлены в отдельных западных университетах в качестве тем спецкурсов для магистров и аспирантов. Курс обильно иллюстрирован примерами из современной российской и зарубежной социально-экономической и общественно-политической жизни. Например, рассматриваются оценки влияния групп и фракций в российском парламенте и Совете Министров Евросоюза, сбалансированность выборного органа на примере Государственной Думы РФ, анализ сбалансированности пьесы У. Шекспира «Макбет» и др.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование представлений у студентов о теоретических основах принятия решений в конфликтных ситуациях (принятие коллективных решений при различающихся предпочтениях избирателей; формирование парламента и распределение влияния политических партий в парламенте, изучение оптимальных стратегий в играх, что позволяет описать кооперативное и некооперативное поведение в политике, выбор лучшей альтернативы из нескольких возможных в случае, когда эти альтернативы оцениваются по нескольким критериям, и т.д.)
  • формирование представлений об областях практического применения теоретических моделей принятия решений
  • формирование умений применять основные положения теории графов (ориентированных и неориентированных), теории паросочетаний, теории множеств, комбинаторики и т.д.
  • формирование умения демонстрировать знание и понимание основных определений, теорем, алгоритмов и методов решения задач по курсу
  • приобретение умений строить логически выверенные рассуждения
  • формирование умения пользоваться методами принятия решений (в частности, теории графов, теории коллективного и многокритериального выбора, теории игр, методов справедливого дележа, процедур пропорционального представительства) для формализации и решения прикладных задач
  • развитие навыков самостоятельной работы и умений находить и перерабатывать дополнительную информацию в данной предметной области
  • развитие творческого, научного потенциала студентов, их познавательных интересов в области математики конфликта и принятия политических решений, стимулирование к дальнейшему занятию научной деятельностью
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть: терминологией и методами теории принятия многокритериальных, индивидуальных и коллективных решений.
  • Знать: теоретические основы современных моделей в задачах принятия индивидуальных и коллективных решений и теории решений, основы современных моделей принятия решений в экономике.
  • Уметь: строить и оценивать формализованные математические модели, описывающие реальные ситуации, оценивать данные, выявлять закономерности в них, пользоваться моделями выбора наилучших вариантов для формализации и решения различных задач в области социальных, экономических и политических процессов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Принятие решений - когда и по какому поводу принимаются решения?
  • Экспертные методы принятия решений.
  • Анализ эффективности затрат. Методы затраты – эффект
  • Методы справедливого дележа
  • Обобщенные паросочетания
  • Принятие решений с помощью голосования
  • Системы пропорционального представительства. Индексы представительности парламента
  • Распределение влияния партий и фракций в парламенте. Коалиции
  • Динамические модели голосования
  • Модели оценки влияния в сетях
  • Оценка симметричности политических взглядов и поляризованности общества. Сбалансированность парламента
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Онакоп. 3
  • неблокирующий Онакоп.4
  • неблокирующий Оэкз.
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Skype (https://www.skype.com/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Skype. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий Онакоп. 3
  • неблокирующий Онакоп.4
  • неблокирующий Оэкз.
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Skype (https://www.skype.com/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Skype. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.15 * Онакоп.4 + 0.7 * Оэкз. + 0.15 * Онакоп. 3
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бинарные отношения, графы и коллективные решения : учеб. пособие для вузов, Алескеров, Ф. Т., 2006
  • Коллективный выбор и индивидуальные ценности, Эрроу, К. Д., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Fuad Aleskerov, Daniel Karabekyan, Remzi Sanver, & Vyacheslav Yakuba. (2009). Evaluating the Degree of Manipulability of Certain Aggregation Procedures under Multiple Choices. Journal of the New Economic Association, 1–2, 37.
  • Делим по справедливости, или гарантия выигрыша каждому, Брамс, С. Дж., 2002