Магистратура
2021/2022
Философия и литература
Статус:
Курс по выбору (Литературное мастерство)
Направление:
45.04.01. Филология
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Литературное мастерство
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках курса предполагается рассмотреть различные возможные модусы взаимодействия литературы (поэзии и прозы) и философии. Мы попробуем разобраться, чем философия может обогатить возможности творческого письма. Путём анализа художественных текстов, будет рассмотрено, каким образом поэт или писатель может быть философом в своём литературном творчестве, притом не в смысле обращения к уже «готовым» философским концепциям и конструктам и введения их в свои тексты, а в смысле единства философского и художественного в момент создания текста. В художественных текстах в ряде случаев философская составляющая реализуется не через заимствование и использование внешней относительно текста философской теории, а в непосредственном единстве философского вопрошания и художественного мышления. Мы попробуем рассмотреть эту философскую составляющую литературы не только как аспект содержания художественного текста, но и как аспект его формы. Художественный приём в ряде случаев также может быть рассмотрен как философский метод (Шкловский, Платонов, Хармс, Введенский, Сорокин, Пригов и др.), а философский метод как художественный приём (Филип К. Дик, Жорж Перек и др.). Также будут рассмотрены магистральные современные философские подходы к языку и точки совпадения этих подходов с практикой художественной литературы XX и начала XXI в. (онтологическое понимание языка, философия обыденного языка, критика языка; в соотнесении с ними – модернистские, постмодернистские и современные «актуальные» литературные практики). В рамках спецкурса будет рассмотрено и обратное движение: когда философ черпает вдохновение в текстах поэта или писателя, или сам пытается в своей философской практике быть писателем не в меньшей степени, чем философом (Хайдеггер, черпающий вдохновение в поэзии, Мамардашвили, анализирующий Марселя Пруста, Мейясу, анализирующий «Бросок костей» Малларме и др.).
Цель освоения дисциплины
- Магистральная цель курса: показать магистрам возможность точек соприкосновения литературы и философии, продемонстрировать, что философия может дать писателю.
Планируемые результаты обучения
- Обучаемые знают магистральные современные философские подходы к языку и точки совпадения этих подходов с практикой художественной литературы XX и начала XXI в. (онтологическое понимание языка, философия обыденного языка, критика языка; в соотнесении с ними – модернистские, постмодернистские и современные «актуальные» литературные практики)
- Обучаемые получили представление на примере наиболее ярких образцов, каким образом философская составляющая может реализоваться в творческом письме
- Обучаемые получили представление о соотношении и взаимодействии современной философии и современной литературы
- Обучаемые получили представление, каким образом художественный приём в ряде случае может быть рассмотрен как философский метод, а философский метод как художественный приём
- Обучаемые сами практиковались в творческих упражнениях, имеющих философскую составляющую
- Студенты знакомятся с философской и современной художественной литературой, в которой есть философская составляющая
- Студенты критически осмысляют и анализируют прочитанные тексты
- Студенты получают представление о философских поисках современной литературы
Содержание учебной дисциплины
- Отношения литературы и философии, их взаимодействие. Проза и философия. Поэзия и философия. Что может философия дать поэту и писателю.
- Философия как аспект формы, а не содержания художественного текста. Художественный приём как философский метод и философский метод как художественный приём.
- Вопрос о возможности выражении невыразимого опыта в литературе. Две основных линии: «онтологическая» и «языковая» (они же «реалистическая» и «номиналистическая»). М. Хайдеггер и Л. Витгенштейн. Параллель с соответствующими стратегиями в литературе. Преображение языка и обыденный язык. Может ли текст выражать невыразимое и каким образом?
- Разные философские подходы к языку и отражение этих подходов в литературе 20 и начала 21 века (онтологическое понимание языка, философия обыденного языка, критика языка; в соотнесении с ними – модернистские, постмодернистские и современные «актуальные» литературные практики, проекты изменения языка).
- Литература как подрыв. Критика идеологии. Современные радикальные практики, в том числе феминистские и политические.
- Философская работа со смыслом, нонсенсом и абсурдом в художественных текстах. (Хармс, Введенский, ОБЭРИУ, Камю, Льюис Кэролл и Делёз).
- Возможность текста быть одновременно художественной прозой и философским трактатом.
- Вопрос о субъекте в философии и литературе.
- Когда философ черпает у поэта или писателя. (Хайдеггер, черпающий вдохновение в поэзии, Мамардашвили, анализирующий Марселя Пруста, Мейясу, анализирующий «Бросок костей» Малларме и др.).
- Андрей Платонов «Избушка бабушки».
- Феноменология и литература. Событийность поэтического.
- Эффекты значения и присутствия в литературе и философии. Х.У. Гумбрехт.
Элементы контроля
- Аудиторная работаСуммарная оценка по 10-тибалльной шкале за работу на семинарах вычисляется как среднее арифметическое по итогам устной работы на всех семинарах.
- ЭссеЭссе по тематике курса
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Избранные работы. Логико-философский трактат; Коричневая книга; Голубая книга, Витгенштейн, Л., 2005
- Логика смысла : Пер. с фр., Делез, Ж., 1998
Рекомендуемая дополнительная литература
- Жили-были : воспоминания, мемуарные записи, повести о времени: с конца XIX в. по 1962 г., Шкловский, В. Б., 1964