Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Мониторинг общественного мнения: данные и анализ

Статус: Курс по выбору (Социология публичной и деловой сферы)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Макарова Ксения Павловна, Паутова Лариса Александровна
Прогр. обучения: Социология публичной и деловой сферы
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения дисциплины «Мониторинг общественного мнения: данные и анализ» является формирование у студентов базисных навыков самостоятельного проведения исследования, анализа, интерпретации, «упаковки» и презентации результатов и коммуникации со «смежниками» и заказчиками.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов базисных навыков самостоятельного проведения исследования, анализа, интерпретации, «упаковки» и презентации результатов и коммуникации со «смежниками» и заказчиками.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • анализ кейсов
  • Знакомство и формирование навыков применения основных приемов анализа общественного мнения
  • Навыки презентации результатов социологического исследования
  • понимать социальное и социологическое значение исследований общественного мнения
  • Уметь анализировать структуру мнения и выявлять группы носителей
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общественное мнение: природа и методологии изучения
  • Структура и механизмы развития общественного мнения
  • Мониторинг общественного мнения: основные технологии измерения, правила, требуемые компетенции
  • Презентация исследований общественного мнения для разных целевых аудиторий.
  • Методы формирования и управления общественным мнением. Актуальные кейсы пиарщиков и оценки исследователей
  • От исследования мнений к формированию мнений. Границы исследовательской работы. Как исследователь может формировать мнение?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий собеседование, интерпретация данных
    Экзамен проводится в устной форме на платформе Zoom. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Оценочные средства для текущего контроля студента Тематика заданий текущего контроля. Основная технология – разбор текущих актуальных мониторинговых данных на сайтах ФОМ, ВЦИОМ, Левада-центра, Ромир, GfK-Rus, Gallup. Темы: электоральные рейтинги, экономическое самочувствие, ощущение кризиса, рост цен протестные настроения, отношение к пенсионной реформе, смертной казни, усыновлению детей за границей, друзья и враги России, доверие к людям и власти, гражданский индекс, индекс предпринимательской и инновационной активности, ощущение будущего, инновационные практики, интернет-практики, ценности, потребительские настроения и т.п. Результирующая оценка: Оитоговый = 0,3•* Оэкзамен + 0,7 *•Отекущий
  • неблокирующий собеседование, интерпретация данных
    Экзамен проводится в устной форме на платформе Zoom. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Оценочные средства для текущего контроля студента Тематика заданий текущего контроля. Основная технология – разбор текущих актуальных мониторинговых данных на сайтах ФОМ, ВЦИОМ, Левада-центра, Ромир, GfK-Rus, Gallup. Темы: электоральные рейтинги, экономическое самочувствие, ощущение кризиса, рост цен протестные настроения, отношение к пенсионной реформе, смертной казни, усыновлению детей за границей, друзья и враги России, доверие к людям и власти, гражданский индекс, индекс предпринимательской и инновационной активности, ощущение будущего, инновационные практики, интернет-практики, ценности, потребительские настроения и т.п. Результирующая оценка: Оитоговый = 0,3•* Оэкзамен + 0,7 *•Отекущий
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.6 * собеседование, интерпретация данных + 0.4 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Общественное мнение и журналистика : учеб. пособие для вузов, Федотова, Л. Н., 2011
  • Общественное мнение, Липпман, У., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Elenbaas, M. (2009). Rosalee A. Clawson and Zoe M. Oxley (2008). Public Opinion: Democratic Ideals, Democratic Practice. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EF332DE3
  • Schäfer, F. (2012). Public Opinion, Propaganda, Ideology : Theories on the Press and Its Social Function in Interwar Japan, 1918-1937. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=528984