Магистратура
2021/2022
Специализация 2. Научно-исследовательский семинар "Модели поведения в потребительской и медийной среде"
Статус:
Курс обязательный (Маркетинг: цифровые технологии и маркетинговые коммуникации)
Направление:
38.04.02. Менеджмент
Кто читает:
Департамент маркетинга
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Веселов Сергей Вячеславович,
Лебедев Александр Валерьевич,
Набок Оксана Анатольевна,
Пикулева Марина Вячеславовна
Прогр. обучения:
Маркетинг: цифровые технологии и маркетинговые коммуникации
Язык:
русский
Кредиты:
8
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина предназначена для магистрантов 1 года, специализирующихся в сфере маркетинговых коммуникаций и брендинга. Актуальность и практическая значимость изучения данного курса определяются следующим: Современный коммуникационный бизнес невозможен без понимания различных моделей поведения потребителей на b2c и b2b-рынках, без опоры на маркетинговые исследования потребителей, данные медиапотребления и медиаизмерений. Разработки крупных исследовательских компаний (таких, как Mediascope и других) вносят существенный вклад в развитие научного и исследовательского обеспечения принимаемых компаниями стратегических и операционных решений в сфере развития бизнеса, бренд-билдинга, разработки и реализации коммуникационных кампаний. Прикладные научные исследования медиапотребления, потребительских трендов и бренд-ориентированных моделей принятия решений активно развиваются в современной маркетинговой индустрии. Все это позволяет рекламодателям, рекламным структурам, средствам распространения рекламы и другим субъектам рекламного рынка на основе профессиональной оценки объемов бюджетов и с учетом потребительского поведения формировать прогнозы развития рынков, отдельных сегментов и собственной деятельности. Данная работа базируется на постоянном совершенствовании признанных и внедрения новых исследовательских методик сбора данных и инструментов качественного и количественного анализа, использовании цифровых технологий и Big Data. Знание и понимание этих технологий является необходимой основой для успешной работы магистров в компаниях, коммуникационных агентствах, масс-медиа, исследовательских и консалтинговых структурах на национальном и глобальном рынках. По дисциплине предусмотрены занятия с использованием пакетов платформенных решений и баз данных, реально используемых в передовых исследовательских структурах индустрии маркетинговых коммуникаций. Занятия по дисциплине ведут представители компаний, имеющие и академический опыт, и большой практический опыт работы в индустрии, причем в компаниях, известных своими инновациями.
Цель освоения дисциплины
- Формирование знаний магистров в области теории и концепций потребительского поведения, развитие навыков аналитической и исследовательской работы в процессе изучения поведения различных сегментов потребителей и особенностей принятия ими решения о покупке.
- Формирование мировоззренческой картины взаимосвязи устойчивого развития и потребительского поведения. Понимание этики и ответственности маркетологов в создании и выведении продуктов и услуг на рынок.
- Формирование у студентов стройной системы знаний о современных технологиях, методиках и новых возможностях исследований в сфере маркетинговых коммуникаций (медиаизмерений, изучений потребительских трендов и аудита брендов), развиваемых в коммуникационной индустрии наиболее передовыми исследовательскими компаниями на глобальном и российском рынках.
- Приобретение студентами умений и навыков использования различных прикладных компьютерных инструментов и баз данных, разработанных этими компаниями и имеющих широкое практическое применение в индустрии маркетинговых коммуникаций как в России, так и за рубежом.
Планируемые результаты обучения
- Анализирует мировой опыт измерения аудитории Интернет-ресурсов: технологические подходы, цели и задачи.
- Артикулирует значимость опоры на исследования медиаизмерений для устойчивого развития компаний.
- Артикулирует основные возможности анализа результатов измерения интернет-аудитории в программном обеспечении iStar.
- Воспроизводит теоретические потребительские модели
- Выделяет методологию и методы исследований потребителей.
- Называет инструменты и технологии построения стратегии коммуникации в Интернете.
- Называет инструменты создания внутренней экосистемы организации.
- Называет концепцию развития телевидения 3«А» (Any time, Any where, Any device) и ее отражение в глобальных тенденциях в области исследовательских технологий.
- Называет основных игроков медиарекламного рынка.
- Называет понятийный аппарат, основные теории и концепции поведения потребителей.
- Называет поставщиков и потребителей результатов медиа измерений.
- Называет тенденции развития мирового и российского рынка средств массовой коммуникации
- Определяет ключевые показатели результативности и составляет сбалансированную модель показателей в условиях цифрового управления.
- Отличает модели рационального потребительского поведения и практик бизнеса от гринвошинга
- Оценивает аудиторные показатели – технологии измерения и преимущества коммерческого использования.
- Оценивает примерные бюджеты рекламодателей в индустрии маркетинговых коммуникаций.
- Оценивает результаты рекламной кампании с точки зрения размещения, креатива и KPI's бренда.
- Применяет инструментарий моделирования поведения потребителей на b2b-рынке.
- Применяет ключевые шаги по проведению стресс-тестов на основе Data-Driven KPI.
- Применяет методологию и методику проекта TV Index измерителя TNS Россия (Медиаскоп)
- Применяет результаты исследований потребителей в контексте разработки проектов маркетинговых коммуникаций.
- Распознаёт комплекс программного обеспечения Palomars – основного инструмента анализа результатов телевизионных исследований.
- Расставляет смысловые приоритеты в метриках для максимизации эффекта от цифровой трансформации c учетом анализа потребительского поведения.
- Рассчитывает ключевые аудиторные показатели и технологии их измерения
- Рассчитывает предварительный анализ и планирование рекламной кампании на ТВ.
- Соотносит потребительские практики с Целями Устойчивого Развития ООН
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Понятие поведения потребителей. Теоретические основы исследования поведения потребителей. Защита прав потребителей – консьюмеризм. Информационная маркировка товаров.
- Тема 2. Рациональное потребление. Влияние тренда здорового и устойчивого образа жизни на потребителей
- Тема 3. Методология и методы проведения маркетинговых исследований поведения потребителей.
- Тема 4. Технологические тренды. Кривая и этапы цифровой эволюции. Предиктивная аналитика как основа цифрового управления и анализа моделей поведения в потребительской и медийной среде.
- Тема 5. Организационный контекст, стейкхолдеры и экосистема организации. Новые метрики, ключевые показатели эффективности для новой среды и изменения корпоративной культуры. Стратегическая карта ключевых показателей, включая показатели вовлеченности и другие качественные метрики.
- Тема 6. Введение в медиаметрию
- Тема 7. Теория исследований телевизионной аудитории
- Тема 8. Медиа измерения: мировой и российский опыт
- Тема 9. Практика исследований телевизионной аудитории
- Тема 10. Измерения в сфере digital
- Тема 11. Планирование и мониторинг маркетинговых коммуникаций в сфере Digital
- Тема 12. Оценка результатов рекламной кампании
- Тема 13. Модели поведения потребителей на b2b-рынках в медиарекламной индустрии
Элементы контроля
- Домашнее задание 1Итоги работы должны быть оформлены в виде презентации, включающей следующие обязательные элементы: 1. корректное и полное отображение всех стадий принятия решения о покупке, их особенностей для выбранного Вами товара/услуги; 2. опора на данные конкретных эмпирических исследований (обязательная ссылка на источник); 3. предлагаемые Вами рекомендации по построению маркетинговых коммуникаций (без медиаплана, но с указанием и обоснованием конкретных каналов и способов и опорой на планируемые коммуникативные эффекты).
- Домашнее задание 2Задание многокомпонентное, в процессе подготовки и оценки тестирует различные компетенции обучающихся. На выполнение практического задания №3 отводится 12 часов аудиторной работы во время семинаров. Задание можно выполнять индивидуально или в мини-группах до 4 человек включительно. Алгоритм выполнения задания: 1. Студенты знакомятся во время семинара с трендом на осознанное потребление на семинаре; 2. Самостоятельно организовав мини-группы или приняв решение об индивидуальном характере работы, студенты приступают к сбору материала для написания аналитического эссе по теме: «Особенности осознанного потребления в России»; 3. Студенты пишут и предоставляют в заранее обозначенные преподавателем сроки аналитическое эссе объёмом 5000-8000 знаков (с учётом пробелов), оформленное согласно требованиям предъявляемым в письменным работам студентов НИУ ВШЭ; 4. Преподаватель подбирает и заранее предоставляет студентам набор отчётов исследовательских агентств по актуальным вопросам поведения потребителей, количество отчётов превышает количество мини-групп и студентов, решивших выполнять задание на индивидуальной основе. Исследования (отчёты) могут быть на русском или английском языках. Студенты выбирают одно исследование (отчёт) на рабочую группу для дальнейшей аналитической работы, при выборе студенты ориентируются на собственные исследовательские интересы и могут выбрать отчёт из предложенных; 5. Студенты работая в мини-группах или индивидуально знакомятся с материалом и на основе него готовят презентацию с критическим разбором предоставленного отчёта, выделяют главное и второстепенное, сильные и слабые стороны; 6. Студенты представляют презентацию перед аудиторией, делясь с одногруппниками результатами проведённой работ 7. Во время семинарских занятий происходит обсуждение увиденного, преподаватель выступает в качестве фасилитатора дискуссии, студенты включаются в обсуждение для выработки собственной позиции о современном состоянии сферы поведения потребителей.
- Домашнее задание 5Задание выполняется и презентуется индивидуально.
- Домашнее задание 6Задание выполняется и презентуется в командах не более 3 человек
- Домашнее задание 7Задание выполняется и презентуется в небольших командах не более 3 человек.
- Решение кейса
- Контрольная работа 2 (выполняется в модуле 4)
- Работа на семинарах
- Экзамен 2 (модуль 4) проводится в устной форме, в виде ответов на экзаменационные вопросы.Экзамен в 4 модуле проводится без прокторинга. В связи с эпидобстановкой и ограничениями по здоровью преподавателя экзамен планируется онлайн.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.1 * Домашнее задание 5 + 0.3 * Экзамен 2 (модуль 4) проводится в устной форме, в виде ответов на экзаменационные вопросы. + 0.05 * Домашнее задание 1 + 0.1 * Домашнее задание 7 + 0.05 * Домашнее задание 2 + 0.1 * Решение кейса + 0.1 * Работа на семинарах + 0.1 * Контрольная работа 2 (выполняется в модуле 4) + 0.1 * Домашнее задание 6
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Amateur Media and Participatory Culture: Film, Video and Digital Media. (2019). Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.pure.rug.nl.publications.280f07b1.73d6.49a8.a95c.858b51156d48
- Bartosik-Purgat, M. (2019). Digital Marketing Communication from the Perspective of Individual Consumers: A Cross-Country Comparison. Entrepreneurial Business & Economics Review, 7(3), 205–220. https://doi.org/10.15678/EBER.2019.070311
- Batat, W. (2019). Experiential Marketing : Consumer Behavior, Customer Experience and The 7Es. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1892531
- Doyle, G. (2013). Understanding Media Economics: Vol. Second Edition. SAGE Publications Ltd.
- Hillyard, S., & Hand, M. (2014). Big Data? : Qualitative Approaches to Digital Research (Vol. First edition). Bingley, UK: Emerald Group Publishing Limited. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=908919
- Poynter, R. (2010). The Handbook of Online and Social Media Research : Tools and Techniques for Market Researchers. Chichester, West Sussex, U.K.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=339147
- S. Bobylev N., & С. Бобылев Н. (2017). Устойчивое развитие в интересах будущих поколений: экономические приоритеты // Sustainable Development for Future Generations: Economic Priorities. Мир Новой Экономики // The World of New Economy, (3), 90. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.wnewec.y2017i3p90.96
- White, K., Habib, R., & Hardisty, D. J. (2019). How to SHIFT Consumer Behaviors to be More Sustainable: A Literature Review and Guiding Framework. Journal of Marketing, 83(3), 22–49. https://doi.org/10.1177/0022242919825649
- Влияние социальных медиа на поведение потребителей в индустрии гостеприимства и в туризме: Монография/С.П.Казаков - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 98 с.: 60x88 1/16. - (Научная мысль) (Обложка) ISBN 978-5-369-01453-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/508573
- Гулевич О. А., Сариева И. Р. - СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 424с. - ISBN: 978-5-534-05490-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnaya-psihologiya-432788
- Маркетинговые исследования : учебник для магистров, Галицкий, Е. Б., 2012
- Медиаэкономика зарубежных стран : учеб. пособие для вузов, Вартанова, Е. Л., 2003
- Основы медиабизнеса : учеб. пособие для вузов, Вартанова, Е. Л., 2009
- Основы медиабизнеса : учебник / под редакцией Е. Л. Вартановой. — Москва : Аспект Пресс, 2014. — 400 с. — ISBN 978-5-7567-0724-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68801 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Поведение потребителей, Энджел, Дж. Ф., 1999
- Скоробогатых И.И., под общ. ред., Ефимова Д.М. - Маркетинговые исследования и ситуационный анализ - КноРус - 2019 - ISBN: 978-5-406-06813-7 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/930727
- Управление результативностью маркетинга : учебник для магистров, Ойнер, О. К., 2012
- Устойчивое развитие: методология и методики измерения : учеб. пособие, Бобылев, С. Н., 2011
Рекомендуемая дополнительная литература
- Negoiţă, O. D., Purcărea, A. A., Popescu, M., Niculescu, A., & Coman, C. N. (2018). Digital Marketing Tools Used by Companies. FAIMA Business & Management Journal, 6(4), 66–76. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=134010031
- Ващалова Т. В. - УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 186с. - ISBN: 978-5-534-07850-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ustoychivoe-razvitie-438478
- Поведение потребителей : учебник, , 2020
- Поведение потребителей : учебное пособие для вузов, Наумов, В. Н., 2019
- Поведение потребителей : учебное пособие, Драганчук, Л. С., 2018
- Поведение потребителей / Меликян О.М., - 4-е изд. - М.:Дашков и К, 2018. - 280 с.: ISBN 978-5-394-01043-9
- Устойчивое развитие и равенство возможностей : лучшее будущее для всех : доклад о человеческом развитии 2011, , 2011