• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Качественные методы в психологии (продвинутый уровень)

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Позитивная психология)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 21
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Фам Анна Хунговна
Прогр. обучения: Позитивная психология
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен углубленному обзору основных качественных методов, используемых в современных психологических исследованиях и индивидуальной психодиагностике. В рамках курса происходит знакомство с целями, задачами и методологией качественных исследований в психологии, а также освоение практических навыков обработки эмпирических данных с использованием методов и техник качественного анализа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с целями, задачами и методологией качественных исследований в психологии.
  • Освоение практических навыков сбора и обработки эмпирических данных с использованием методов и техник качественного анализа.
  • Получение представления об этических аспектах организации качественного исследования на всех его этапах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет углубленное представление о различных методах сбора и анализа качественных данных, их достоинствах, ограничениях и различиях. Имеет компетенции для выбора подходящих методов сбора и анализа качественных данных, исходя из целей и особенностей проводимого исследования. Под научным руководством осуществляет планирование качественного исследования и обработку данных качественными методами.
  • Осознает этические, методологические, методические, содержательные ограничения и возможности качественных исследований.
  • Осуществляет поиск дополнительной информации, необходимой для планирования качественного исследования и уточнения параметров качественной обработки данных.
  • Под научным руководством дает содержательную интерпретацию полученным результатам качественного исследования, способен осмыслить полученные результаты в общем академическом контексте исследуемой проблематики.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общее представление о качественных методах исследования в психологии: специфика, возможности, ограничения
  • Этические аспекты использования качественных методов в психологических исследованиях и деятельности психолога-практика
  • Организация качественного исследования. Типология качественных методов, предназначенных для сбора данных
  • Обработка данных качественного исследования. Типология качественных методов, используемых для анализа данных
  • Представление качественных исследований в психологии и смежных науках
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность 1
    Активность на каждой сдвоенной учебной паре отмечается в текущей ведомости.
  • неблокирующий Доклад
    Тема доклада выбирается каждым из студентов самостоятельно и предварительно согласовывается с преподавателем, чтобы избежать возможного дублирования тем выступления разных студентов. Источники для подготовки доклада они ищут также самостоятельно. По окончании выступления студента группа задает ему вопросы по прослушанному материалу, ответы на которые также учитываются при выставлении оценки.
  • неблокирующий Итоговый отчет
    Студенты объединяются в группы для выполнения задания самостоятельно, но количество групп должно быть четным. Количество участников в каждой группе не должно превышать 4 человека. Преподаватель не участвует в оценке итоговых работ, но предоставляет всем группам развернутую устную обратную связь по выполненным работам.
  • неблокирующий Активность 2
    Оценки за каждый сдвоенный семинар выставляются в рабочей ведомости и сообщаются студентам после занятий.
  • неблокирующий Тест
    Тест пишется на заключительном занятии 1 модуля учебного курса или в специально оговоренный день, офлайн в учебной аудитории (на бумажных носителях). Пользоваться дополнительными материалами в процессе написания теста не разрешается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    0.7 * Активность 1 + 0.3 * Тест
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.4 * Итоговый отчет + 0.1 * Активность 2 + 0.3 * Доклад + 0.2 * 2021/2022 учебный год 1 модуль
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Aguinis, H., & Solarino, A. M. (2019). Transparency and replicability in qualitative research: The case of interviews with elite informants. Strategic Management Journal (John Wiley & Sons, Inc.), 40(8), 1291–1315. https://doi.org/10.1002/smj.3015
  • Áine Humble. (2015). Review Essay: Guidance in the World of Computer-Assisted Qualitative Data Analysis Software (CAQDAS) Programs.
  • Anette M. Denardo, & Ed. D. (n.d.). Using NVivo to Analyze Qualitative Data.
  • Auerbach, C. F., & Silverstein, L. B. (2003). Qualitative Data : An Introduction to Coding and Analysis. NYU Press.
  • Belk, R. W. (2006). Handbook of Qualitative Research Methods in Marketing. Edward Elgar Publishing.
  • Bellotti, E. (2015). Qualitative Networks : Mixed Methods in Sociological Research. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=830207
  • Benefits and challenges of qualitative methodologies in cross-cultural psychology studies. (2016). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.dspace.library.uu.nl.1874.350860
  • Miller, T. (2012). Ethics in Qualitative Research (Vol. Second edition). Los Angeles, Calif: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=683981
  • Альперович. В. Д. Качественные и количественные методы фзндаментальных исследований в психологии : учебное пособие / В. Д. Альперович : Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону : Таганрог : Издательство Южного федерального университета. 2017. - 114 с. - ISBN 978-5-9275-2389-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1020509 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1020509

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Adcock, R., & Collier, D. (2001). Measurement Validity: A Shared Standard for Qualitative and Quantitative Research. American Political Science Review, (03), 529. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.apsrev.v95y2001i03p529.546.00
  • Артемьева О. А. - КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 148с. - ISBN: 978-5-534-08383-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kachestvennye-i-kolichestvennye-metody-issledovaniya-v-psihologii-424911

Авторы

  • Фам Анна Хунговна