• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Стратегический организационный дизайн

Статус: Курс обязательный (Стратегический менеджмент и консалтинг)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Стратегии развития бизнеса: управление и консалтинг
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

В процессе освоения курса студенты знакомятся с классическими и современными принципами организационного проектирования, уделяя основное внимание практическому применению осваиваемых знаний, а также критическому анализу того, как различные бизнес-идеи, интересы стейкхолдеров, тренды и теоретические перспективы влияют на то, что воспринимается как надлежащий или, по крайней мере, наиболее подходящий организационный дизайн компании. Курс начинается с предоставления студентам исчерпывающего обзора альтернативных подходов к организационному дизайну, начиная с классических работ 1970-х годов и заканчивая современным учебником издательства Cambridge University Press 2015 года. Курс продолжается изучением реальных дел (кейсов) как в иностранных, так и в российских организациях. Для российских организаций предоставляется полный спектр реальных документов, описывающих формальные и неформальные стороны организационных процессов. Впоследствии курс фокусируется на коллизии исторической предрасположенности и зависимости от стейкхолдеров в выборе предпочтительных вариантов своего дизайна - следовательно, налицо уменьшение возможностей найти одно рациональное и объективное решение для дизайна. Курс завершается освоением и использованием программного обеспечения для моделирования (OrgCon версия 9.1), чтобы помочь студентам проанализировать различные типы реальных организаций. В данном случае акцент делается на выработке целостного понимания того, как использовать преимущества организации при одновременном понимании и устранении смежных недостатков. Методика кейс-анализа предполагает освоение студентами моделей и инструментов анализа, апробированных в практике управления продуктами и проектами. В самостоятельную работу студента входит освоение классических концепций теории стратегического организационного дизайна по рекомендуемой учебной и научной литературе, подготовка к практическим занятиям, промежуточному и итоговому контролю знаний.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Общей целью данного курса является подготовка студентов к эффективному выполнению управленческой роли в проектировании и управлении рабочими местами, рабочими группами, отделами и организациями. Поэтому задачи курса:  Представить обзор «классических» и современных теорий организационного проектирования.  Познакомить студентов со знанием основных параметров организационного дизайна в компаниях разных стратегических типов.  Предоставить студентам инструменты для диагностики стратегических и основных организационных характеристик организации, выявления ситуационных и непредвиденных неудач.  Познакомить студентов с подходами, конкретными методами и «уловками» для проектирования хорошо структурированных и эффективных рабочих мест, рабочих групп, отделов и организаций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • 1. Студент должен внятно понимать и иметь возможность представить степень прогресса теории организационного дизайна с 70-х гг. по настоящее время, в частности введенные новые конструкты в описании структур и процессов организации.
  • 1. Студент должен иметь представление об основных моделях стратегических типов организации, важнейших параметрах организационного дизайна, соответствующих каждому из стратегических типов.
  • 1. Студенты должны ознакомиться с номенклатурой основных и вспомогательных подразделений промышленного предприятия (производство, цех, участок, служба, департамент, отдел, группа).
  • 1. Студенты должны уметь пользоваться программным обеспечением "OrgCon 9.1" для комплексной организационной диагностики компании.
  • 2. Выделять потенциально устранимые "стратегические несоответствия". Предлагать руководству компании набор организационных решений для уменьшения числа реалистических "организационных несоответствий".
  • 2. Демонстрировать четкое понимание и диагностика фактов "стратегического несоответствия" и "стратегического растяжения" (по Гуркову-Сеттлзу)
  • 2. Определять принципы структуризации деятельности компании в вышеуказанные типы подразделений.
  • 2. Студент должен представлять прогресс валидации как отдельных конструкт, так и отдельных взаимозависимостей между конструктами.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в организационный дизайн
  • Тема 2. Современная теория стратегического организационного дизайна
  • Тема 3. Организационные структуры и процессы операционных подразделений, дочерних предприятий и корпораций
  • Тема 4. Комплексная стратегическая диагностика компании
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирует часть оценки/расчета Письменный экзамен
  • неблокирующий Контрольная работа (индивидуальная презентация по Теме 4)
  • блокирует часть оценки/расчета Контрольная работа (групповая презентация по Теме 2)
  • блокирующий Письменный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    0.6 * Контрольная работа (групповая презентация по Теме 2) + 0.4 * Письменный экзамен
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.4 * Письменный экзамен + 0.6 * Контрольная работа (индивидуальная презентация по Теме 4)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Organizational design : a step-by-step approach, Burton, R. M., 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Baligh, H. H. (2006). Organization Structures : Theory and Design, Analysis and Prescription. New York: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=150905
  • Burton, R. M. (2006). Organization Design : The Evolving State-of-the-Art. New York, NY: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=170761
  • Burton, R. M. (2008). Designing Organizations : 21st Century Approaches. New York: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=254953
  • Campion, M. A., & Thayer, P. W. (1987). Job Design: Approaches, Outcomes, and Trade-offs. Organizational Dynamics, 15(3), 66–79. https://doi.org/10.1016/0090-2616(87)90039-8
  • Goold, M., & Campbell, A. (2002). Do You Have a Well-Designed Organization? Harvard Business Review, 80(3), 117–124. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=6327095
  • Jones, G. R. (2013). Organizational Theory, Design, and Change: Global Edition (Vol. 7th ed). Upper Saddle River, NJ: Pearson Education. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1417956
  • Mintzberg, H. (1981). Organization design: fashion or fit? Harvard Business Review, 59(1), 103–116. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=3867879
  • On-site observations of physical work demands of train conductors and service electricians in the Netherlands. (2010). Ergonomics, 53(8), 1016–1023. https://doi.org/10.1080/00140139.2010.500402
  • Saidov, Z. (2014). How Russian Companies Are Coping with a Turbulent Environment: Insights into the Dynamics of Strategic Fit. Journal of East-West Business, 20(4), 225–242. https://doi.org/10.1080/10669868.2014.960640
  • Стратегия и структура корпорации : учеб. пособие, Гурков, И. Б., 2006

Авторы

  • Саидов Зокиржон Баходурович