Магистратура
2021/2022
Анализ социальных институтов: идеология и мораль
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Комплексный социальный анализ)
Направление:
39.04.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Быков Андрей Вячеславович
Прогр. обучения:
Комплексный социальный анализ
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Курс состоит из двух смыслообразующих блоков, которые являются взаимодополняющими и служат цели комплексного понимания изучаемых феноменов. Целью освоения первой части дисциплины является рассмотрение основных подходов к определению и интерпретации идеологии в социальных науках. Автор курса исходит из положения, что продуцирование и исследование идей об обществе составляет одну из ключевых теоретических и практических функций социальных наук. По сути, история идеологии в социологии отражает все сложные траектории эволюции общественной мыс-ли в современную эпоху, а оригинальные концепции идеологии являются неотъемлемой частью ядра большинства исследовательских программ основных парадигм социологии. Поэтому предназначение данной части курса заключается в эпистемологической экспликации идеологии как важного концепта социальной теории. Понимая комплексность и коннотативную нагруженность данного понятия, автор ограничивается рассмотрением идеологии в двух измерениях: первое – идеология как элемент понятийного аппарата социологических теорий и второе – идеологии как объект социологического анализа с использованием методов эмпирического исследования. Целью освоения второй части дисциплины является знакомство студентов с основными проблемами и исследовательскими подходами в области современной междисциплинарной когнитивной науки о морали, а также с экспериментальными методами изучения различных нормативных социальных представлений. В рамках курса рассматриваются различные теории развития моральной способности и морального познания, а также эмпирические исследования механизмов производства моральных суждений и нормативных оценок действий, акторов и ситуаций (оценок моральной недопустимости или желательности, виновности, ответственности и др.). Особое внимание уделяется исследованиям социальной и культурной изменчивости моральных представлений, а также обсуждению вопроса о месте социологии в современных междисциплинарных исследованиях разнообразных проявлений морали.
Цель освоения дисциплины
- рассмотрение основных подходов к определению и интерпретации идеологии в социальных науках.
- знакомство студентов с основными проблемами и исследовательскими подходами в области современной междисциплинарной когнитивной науки о морали, а также с экспериментальными методами изучения различных нормативных социальных представлений.
- Целью освоения второй части дисциплины ("Мораль") является знакомство студентов с основными проблемами и исследовательскими подходами в области современной междисциплинарной науки о морали, а также с экспериментальными методами изучения различных нормативных социальных представлений. Кроме того, отдельной задачей выступает обсуждение современной социологической перспективы изучения моральных явлений.
Планируемые результаты обучения
- Владеет навыками анализа и критики различных подходов к изучению моральных представлений в социальных и поведенческих науках
- знать историко-социологическую эволюцию концепций, моделей и теорий идеологии в социальных науках
- знать специфику понимания способов идеологического анализа в социологии
- иметь навыки (приобрести опыт) использования социологических знаний в области социологического анализа идеологии на практике, для описания и объяснения событий и процессов, происходящих в медийном, политическом, культурном и общественном пространствах
- иметь навыки (приобрести опыт) узнавания и оценки способов социологического теоретизирования, представляющих различные социологические подходы в области социологического анализа идеологии, различные способы идентификации идеологий и умение их анализировать
- уметь критически анализировать научные тексты и различные информационные источники, включая тексты медиа, социальных сетей, телевидения, прессы и т.п.
- уметь логически выстраивать последовательную содержательную аргументацию по темам, связанным с методикой и теорией анализа идеологии
- уметь отбирать и подвергать первичному анализу данные о социальных идеях и различных дискурсах
- уметь представлять результаты исследовательской и аналитической работы перед профессиональной и широкой аудиторией
- уметь самостоятельно находить дополнительную информацию для подготовки устных выступлений, медиапрезентаций и письменных работ (рефератов, эссе, коллективных игр)
Содержание учебной дисциплины
- Генеалогия понятий идеологии и дискурс в социальных и гуманитарных науках
- Марксистский подход к определению идеологии: «классический» марксизм, неомарксизм, структурный марксизм.
- Идеология, утопия и проект социологии знания, эмпирический анализ утопического
- Функционалистские и антропологические интерпретации идеологии, метафорный анализ и критическая лингвистика
- Семиотический подход к анализу идеологии
- Критическая теория, современные направления критических исследований
- От идеологии к дискурсу, дискурс анализ
- Постмодернистский подход к анализу идеологии
- Прагматический поворот: теория и методы прагматического анализа идеологии
- Основания неомарксистского анализа идеологии: Д. Лукач и А. Грамши
- Введение в когнитивную социологию морали
- Мораль и разум: рационалистские подходы к изучению моральной способности
- Моральные суждения и моральные дилеммы: экспериментальный подход
- Социальные и культурные вариации морального познания: проблемы и перспективы исследований
- Социологическая теория и когнитивная наука о морали: перспективы интеграции
Элементы контроля
- Эссе
- Работа на семинарах (выполнение индивидуальных и групповых заданий, рефераты)
- Промежуточный экзамен
- Эссе
- Работа на семинарах (выполнение индивидуальных и групповых заданий, рефераты)
- Промежуточный экзамен
- Эссе
- Работа на семинарах (выполнение индивидуальных и групповых заданий, рефераты)
- Оценка за первую часть курса (Идеология)
Промежуточная аттестация
- 2020/2021 учебный год 2 модуль0.25 * Работа на семинарах (выполнение индивидуальных и групповых заданий, рефераты) + 0.25 * Эссе + 0.5 * Промежуточный экзамен
- 2021/2022 учебный год 1 модуль0.25 * Работа на семинарах (выполнение индивидуальных и групповых заданий, рефераты) + 0.5 * Оценка за первую часть курса (Идеология) + 0.25 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая дополнительная литература
- Мораль и рациональность. - М., 1995. – 198 с. ISBN 5-201-01885-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/347261
- Мораль: разнообразие понятий и смыслов: Сборник научных трудов. К 75-летию академика А.А. Гусейнова / Российская академия наук. Институт философии. - М.: Альфа-М, 2014. - 448 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-98281-378-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/443547