Магистратура
2021/2022





Медиаэтика
Статус:
Курс по выбору (Менеджмент в СМИ)
Направление:
42.04.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Охонько Яков Николаевич
Прогр. обучения:
Менеджмент в СМИ
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Будучи дисциплиной стандартного академического цикла подготовки журналистов «Журналистская этика» в условиях расцвета новых медиа, взрывного роста медиаиндустрий, цифровизации, возникновения новых форматов обмена и распространения информации требует корректировки и расширения своего предмета. Речь идет об объединении под более общим названием «Медиаэтика» всего спектра этических проблем, дилемм и вызовов, с которыми сопряжена работа в медиаиндустриях — от традиционных печатных, аудиовизуальных и интернет-СМИ до кинопроизводства, литературной индустрии, видеоигровой отрасли, научной и музыкальной журналистики. В курсе представлен широкий трансмедиальный подход к решению этических дилемм с помощью современного инструментария: теоретических моделей, кейс-стадиз, этических задач.
По итогам курса слушатели сформируют представление не только о способах работы с этическими вопросами, но и о наиболее важных тенденциях в медиа — «эпохе постправды», распространении фейков, проблемах защиты персональных данных (кризис прайвеси, «надзорный капитализм»), моральных паниках и новых формах цензуры (со стороны государства, общества и рынка). Курс носит смешанный теоретико-прикладной характер и нацелен не только на профессионалов медиа, но и всех, кто интересуется проблемами современного общества в их информационно-технологическом преломлении.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у студентов общее представление о предмете, целях и задачах медиаэтики как академической дисциплины
- Ознакомить с основными этическими концепциями
- Освоить механизмы принятия решений в ситуации этической неопределенности
- Изучить наиболее значимые феномены современной медиасреды (постправда, моральные паники, фейки) и способы их концептуализации и операционализации
- Получить представление о различных этических вызовах в нежурналистских медиаиндустриях: литература, кинопроизводство, видеоигры
Планируемые результаты обучения
- Анализирует деятельность современных СМИ с точки зрения соблюдения этических принципов и стандартов журналистской этики
- Принимает решение в ситуации профессиональной морально-этической неопределенности с помощью современных моделей решения этических проблем
- Делает выводы о допустимости или недопустимости публикации тех или сведений в СМИ и иных действий, которые могут быть сочтены этически предосудительными
- Преодолевает затруднения в повседневной работе журналиста (блогера, подкастера, интервьюера) благодаря способности противостоять различным способам информационной манипуляции
- Анализирует получившие огласку этически неоднозначные ситуации в различных медиаиндустриях (кино, литература, видеоигры, наука, мода)
Содержание учебной дисциплины
- Введение в медиаэтику
- Модели решения этических проблем
- Кодексы и принципы журналистской этики
- Постправда / Моральные паники
- Этические дилеммы в журналистике
- Редакционные политики
- Кейс-стадиз
- Фейк-ньюс
- Постправда
- Социология скандала. «Уотергейт» как универсальный трансмедийный кейс
- Медиа и медиумы
Элементы контроля
- Работа на семинарахКаждый семинар посвящен определенной теме дисциплины, которая в дальнейшем не повторяется. Студенты активно участвуют в обсуждении темы, готовят доклады или презентации, участвуют в устных опросах преподавателя.
- Итоговое эссеСтудент пишет эссе по темам, предложенным преподавателем.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.7 * Работа на семинарах + 0.3 * Итоговое эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Метамодернизм. Историчность, аффект и глубина после постмодернизма, , 2020
- Народные дьяволы и моральная паника : создание модов и рокеров, Коэн, С., 2022
- Смыслы социальной жизни: культурсоциология, Александер, Дж., 2013
Рекомендуемая дополнительная литература
- Дзялошинский И. М. - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2021 - 412с. - ISBN: 978-5-9916-9204-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/professionalnaya-etika-zhurnalista-470028
- Лазутина Г. В. - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА 4-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2021 - 219с. - ISBN: 978-5-534-07482-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/professionalnaya-etika-zhurnalista-468727