• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

История урбанистики и социология города

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 07.04.04. Градостроительство
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Управление пространственным развитием городов
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 104

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на формирование целостного представление об истории урбанистики и основных вехах в теоретическом осмыслении города и развитии городских исследований в культурологическом срезе городов. Слушатели освоят навыки чтения и интерпретации разных типов социологических текстов о городе, познакомятся с методами анализа различных типов городских культур и интерпретации культурологических кодов в городах. В результате освоения дисциплины слушатели научатся видеть развитие городов в широком историческом контексте ирассматривать город как сложную систему взаимосвязей, имеющую пространственные, экономические, экологические, культурные, социальные и социально-психологические аспекты.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать целостное представление об истории урбанистики и основных вехах в теоретическом осмыслении города и развитии городских исследований, а также культурологическом срезе городов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует функциональные и дисфункциональные стороны городского развития
  • Владеет знаниями о категориях синтаксиса городской жизни: непрерывности, разрывов и пустот, понимает их роль и место в структуре городских исследований, способен к анализу категорий в рамках исследовательских работ
  • Владеет и способен применить на практике теории сенсорной и эмоциональной дифференциации городских пространств
  • Владеет навыками критического анализа города и городского развития
  • Владеет основными концепциями производства городов и необходимым терминологическим аппаратом
  • Владеет теориями социальных взаимодействия акторов городского пространства
  • Воспроизводит беньяминовскую логику исследования современного города через детали
  • Воспроизводит общую логику исторического процесса урбанизации
  • Знает и анализирует логику проекта «городов-садов»
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами А. Лефевра для анализа городских пространств
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Г. Зиммеля
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами К. Маркса
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Л. Вирта
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Л. Мамфорда
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Лос-Анджелесской школы
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами М. Вебера
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами М. Кастельса
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами С. Милграма
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами С. Сассен
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Ф. Тённиса.
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Ф. Энгельса
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Фюстеля де Куланжа
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Х.У. Зорбо
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Ч. Бута
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами чикагской человеческой экологии
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Э.Амина и Н.Трифта
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом Л. Вирта для определения и анализа урбанизма
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом Р. Парка в анализе города и городских сообществ
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом, аналитическими приемами и объяснительными схемами В. Беньямина
  • Знаком с основными фундаментальными трудами исследователей городов, понимает агентов городской жизни и их роли в процессах взаимодействия
  • Знаком с факторами влияния на социальную ткань города и повседневные практики
  • Имеет представление о движении городских обследований, их своеобразии и их месте в истории исследований города
  • Имеет представление о значимости и своеобразии исследования современной городской повседневности
  • Имеет представление о концепции глобального (информационного) города
  • Имеет представление о логике и своеобразии концепции глобального города
  • Имеет представление о многообразии методов, применявшихся в чикагских городских исследованиях
  • Имеет представление о плане «города-сада» Э. Говарда
  • Имеет представление о своеобразии социально-психологического подхода к анализу современного крупного города
  • Имеет представление о сути концепции «креативного города» и диапазоне ее применимости
  • Имеет представление об истоках «ментальной картографии»
  • Имеет представления об истоках современных монографических городских обследований
  • Ориентируется в предыстории урбанистики
  • Ориентируется в разнообразии и тематике городских исследований Чикагской школы
  • Понимает суть различений и неравенств в городском пространстве
  • Представляет динамику развития города в контексте всемирно-исторического процесса
  • Представляет и воспроизводит логику трансформации городских сообществ в современном мире
  • Представляет и воспроизводит логику трансформации изолированных сообществ внутри современных крупных городов
  • Представляет и воспроизводит общую логику чикагских городских исследований
  • Представляет и сопоставляет разные версии городской экологии
  • Представляет логику постмодернистской критики современного города
  • Представляет основные векторы развития города в мировой истории
  • Представляет своеобразие античного города
  • Представляет своеобразие исторических типов городов и, в частности, западного буржуазного города
  • Представляет своеобразие крупного современного города
  • Представляет своеобразие раннего промышленного города в период бурной индустриализации
  • Способен анализировать, критически осмыслять и дифференцировать городское пространство
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • ЧАСТЬ I. ИСТОРИЯ УРБАНИСТИКИ. Тема 1. Тема города в философской и социальной мысли до середины XIX века.
  • Тема 2. Карл Маркс: Город и общественно-исторический процесс.
  • Тема 3. Фридрих Энгельс: Западный промышленный город XIX века
  • Тема 4. Макс Вебер: Город и становление буржуазного общества
  • Тема 5. Фердинанд Тённис: Город и Gemeinschaft/Gesellschaft
  • Тема 6. Георг Зиммель: Большие города и духовная жизнь
  • Тема 7. Чарльз Бут: Исследование бедности в Лондоне
  • Тема 8. Эбенезер Говард: Концепция «города-сада»
  • Тема 9. Движение «social surveys» в начале ХХ века
  • Тема 10. Городская социология Чикагской школы: Город как «социальная лабора-тория» (Роберт Эзра Парк)
  • Тема 11. Городская социология Чикагской школы: «Городская экология» (Эрнест У. Бёрджесс и Родерик Д. Маккензи)
  • Тема 12. Городская социология Чикагской школы: судьба сообществ в современном большом городе (Харви У. Зорбо)
  • Тема 13. Городская социология Чикагской школы: Городские «гетто» (Луис Вирт)
  • Тема 14. Чикагская школа: Город как мозаика «миров» (Нельс Андерсон, Пол Г. Кресси, Уолтер Реклесс, Клиффорд Шоу, Фредерик М. Трэшер)
  • Тема 15. Луис Вирт: Концепция урбанизма
  • Тема 16. Вальтер Беньямин: Город как репрезентация исторической эпохи
  • Тема 17. Льюис Мамфорд: Город в исторической перспективе
  • Тема 18. Анри Лефевр: Город и социальное производство пространства
  • Тема 19. Стэнли Милграм: «Ментальные карты» городов.
  • Тема 20. Лос-анджелесская школа урбанистики: Эдвард Соха
  • Тема 21. Эш Амин и Найджел Трифт: Городская повседневность
  • Тема 22. Мануэль Кастельс: «Информационный город»
  • Тема 23. Саския Сассен: «Глобальный город»
  • Тема 24. Чарльз Лэндри: «Креативный город»
  • ЧАСТЬ II. СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА. Тема 1. Производство города: город как дискурсивное образование
  • Тема 2. Производство города: город как совокупность повседневных практик
  • Тема 3. Городские различения, неравенства и исключения
  • Тема 4. Дифференциация современной городской среды: мезоподход
  • Тема 5. Дифференциация современной городской среды: микроподход
  • Тема 6. Сенсорные и эмоциональные среды городской жизни
  • Тема 7. Синтаксис городской жизни: непрерывность, разрывы и пустоты
  • ЧАСТЬ III. ЭТНИЧНОСТЬ И МИГРАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ. Тема 1. Этничность
  • Тема 2. Миграция
  • Тема 3. Интеграция
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа (Часть I)
    Оценивается активность на семинарских занятиях, качество работы в аудитории, глубина освоения обсуждаемых текстов.
  • неблокирующий Контрольная работа (Часть I)
    Контрольная работа выполняется дома. Контрольная работа представляет собой написание текста объемом 3-4 страницы по од-ной из тем, изучаемых в рамках дисциплины (возможно выступление с докладом по тек-сту на занятии (5 минут). В качестве темы для контрольной работы может быть взят лю-бой из вопросов, содержащихся в настоящей программе (см. раздел 7), либо тема, пред-полагающая сравнение разных точек зрения на один и тот же вопрос, охватываемых со-держанием программы. Студент может взять и другую тему в рамках содержания программы. В этом случае те-ма заблаговременно обсуждается с преподавателем. Подготовка задания по теме, не вхо-дящей в приведенный список и не согласованной заранее с преподавателем, не допуска-ется; в случае нарушения этого правила работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
  • неблокирующий Аудиторная работа (Часть II)
  • неблокирующий Эссе (Часть II)
    Примерные темы эссе (тема эссе должна быть согласована с преподавателем индивидуально): ‒ Агентность производства города; ‒ Производство городских неравенств: пространственный аспект; ‒ Производство городских неравенств: символический аспект; ‒ Пригородная жизнь: пространственная организация, социальные отношения, символическая иерархия; ‒ Городские сенсорные опыты; ‒ Дом как среда и практика городской жизни; ‒ Соседство как городской феномен, навык быть соседом; ‒ Городской синтаксис: связки и разрывы.
  • неблокирующий Презентация эссе (Часть II)
  • неблокирующий Аудиторная работа (Часть III)
  • неблокирующий Эссе (Часть III)
    Аналитический текст объемом 3000 слов.
  • неблокирующий Экзаменационное собеседование
    В случае, если сумма всех оценок за текущий контроль КРОМЕ Экзаменационного собеседования составляет 4 и больше балла, Экзаменационное собеседование не обязательно и оценка за пром.аттестацию выставляется по представленной формуле Пром.аттестации. Прохождение экзаменационного собеседования обязательно только для тех, у кого оценка за Пром.аттестацию ниже РОВНО 4 баллов. Те, у кого оценка за Пром.аттестацию от 4 до 10 баллов, вправе пройти собеседование по своей инициативе. При прохождении Экзаменационного собеседования итоговая оценка складывается из Опром.ат. (т.е. сумма всех остальных форм контроля) • 0,6 + Оэкз.собес. • 0,4.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.132 * Аудиторная работа (Часть III) + 0.198 * Эссе (Часть III) + 0.198 * Аудиторная работа (Часть II) + 0.066 * Презентация эссе (Часть II) + 0.066 * Эссе (Часть II) + 0.17 * Контрольная работа (Часть I) + 0.17 * Аудиторная работа (Часть I)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Charles Hirschman, Philip Kasinitz, & Josh Dewind. (1999). The Handbook of International Migration : The American Experience. Russell Sage Foundation.
  • Брубейкер, Р. Этничность без групп / Р. Брубейкер ; перевод с английского И. Борисовой. — Москва : Высшая школа экономики, 2012. — 408 с. — ISBN 978-5-7598-0973-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100165 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Избранное. Образ общества, Вебер, М., 1994
  • Информационная эпоха : экономика, общество и культура, Кастельс (Кастеллс), М., 2000
  • История хозяйства. Город : пер. с нем., Вебер, М., 2001
  • Общность и общество : основные понятия чистой социологии, Теннис, Ф., 2002
  • Социология : сб., Маркс, К., 2000
  • Теоретическая социология. Ч.1: ., , 2002
  • Хрестоматия по истории социологии. Ч.1: ., , 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Marcus Banks. (1996). Ethnicity: Anthropological Constructions. Routledge.
  • Michael H. Fisher. (2013). Migration : A World History. Oxford University Press.
  • Rocheva, A., & Varshaver, E. (2017). Gender Dimension of Migration from Central Asia to the Russian Federation. Asia-Pacific Population Journal, 32(2), 87–135.
  • WIMMER, A. (2009). Herder’s Heritage and the Boundary-Making Approach: Studying Ethnicity in Immigrant Societies. Sociological Theory, 27(3), 244–270. https://doi.org/10.1111/j.1467-9558.2009.01347.x
  • ВАРШАВЕР ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, & РОЧЕВА АННА ЛЕОНИДОВНА. (2016). Интеграция Мигрантов: Что Это И Какую Роль В Ее Осуществлении Может Играть Государство. Журнал Исследований Социальной Политики, 14(3).
  • Галактика Интернет : размышления об Интернете, бизнесе и обществе, Кастельс (Кастеллс), М., 2004
  • Евгений Александрович Варшавер, Анна Леонидовна Рочева, & Наталия Сергеевна Иванова. (2019). Интеграция мигрантов второго поколения в возрасте 18-35 лет в России: результаты исследовательского проекта. Monitoring Obŝestvennogo Mneniâ: Ekonomičeskie i Socialʹnye Peremeny, 2. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.2.15
  • История теоретической социологии. Т.3: ., Баньковская, С. П., 2002

Авторы

  • Варшавер Евгений Александрович
  • Николаев Владимир Геннадьевич
  • Запорожец Оксана Николаевна