Магистратура
2021/2022
История урбанистики и социология города
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Управление пространственным развитием городов)
Направление:
07.04.04. Градостроительство
Кто читает:
Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского
Где читается:
Факультет городского и регионального развития
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Варшавер Евгений Александрович,
Запорожец Оксана Николаевна,
Николаев Владимир Геннадьевич,
Савельева Екатерина Сергеевна
Прогр. обучения:
Управление пространственным развитием городов
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
104
Программа дисциплины
Аннотация
Курс направлен на формирование целостного представление об истории урбанистики и основных вехах в теоретическом осмыслении города и развитии городских исследований в культурологическом срезе городов. Слушатели освоят навыки чтения и интерпретации разных типов социологических текстов о городе, познакомятся с методами анализа различных типов городских культур и интерпретации культурологических кодов в городах. В результате освоения дисциплины слушатели научатся видеть развитие городов в широком историческом контексте ирассматривать город как сложную систему взаимосвязей, имеющую пространственные, экономические, экологические, культурные, социальные и социально-психологические аспекты.
Цель освоения дисциплины
- Дать целостное представление об истории урбанистики и основных вехах в теоретическом осмыслении города и развитии городских исследований, а также культурологическом срезе городов.
Планируемые результаты обучения
- Анализирует функциональные и дисфункциональные стороны городского развития
- Владеет знаниями о категориях синтаксиса городской жизни: непрерывности, разрывов и пустот, понимает их роль и место в структуре городских исследований, способен к анализу категорий в рамках исследовательских работ
- Владеет и способен применить на практике теории сенсорной и эмоциональной дифференциации городских пространств
- Владеет навыками критического анализа города и городского развития
- Владеет основными концепциями производства городов и необходимым терминологическим аппаратом
- Владеет теориями социальных взаимодействия акторов городского пространства
- Воспроизводит беньяминовскую логику исследования современного города через детали
- Воспроизводит общую логику исторического процесса урбанизации
- Знает и анализирует логику проекта «городов-садов»
- Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами А. Лефевра для анализа городских пространств
- Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Г. Зиммеля
- Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами К. Маркса
- Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Л. Вирта
- Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Л. Мамфорда
- Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Лос-Анджелесской школы
- Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами М. Вебера
- Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами М. Кастельса
- Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами С. Милграма
- Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами С. Сассен
- Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Ф. Тённиса.
- Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Ф. Энгельса
- Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Фюстеля де Куланжа
- Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Х.У. Зорбо
- Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Ч. Бута
- Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами чикагской человеческой экологии
- Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Э.Амина и Н.Трифта
- Знает и оперирует терминологическим аппаратом Л. Вирта для определения и анализа урбанизма
- Знает и оперирует терминологическим аппаратом Р. Парка в анализе города и городских сообществ
- Знает и оперирует терминологическим аппаратом, аналитическими приемами и объяснительными схемами В. Беньямина
- Знаком с основными фундаментальными трудами исследователей городов, понимает агентов городской жизни и их роли в процессах взаимодействия
- Знаком с факторами влияния на социальную ткань города и повседневные практики
- Имеет представление о движении городских обследований, их своеобразии и их месте в истории исследований города
- Имеет представление о значимости и своеобразии исследования современной городской повседневности
- Имеет представление о концепции глобального (информационного) города
- Имеет представление о логике и своеобразии концепции глобального города
- Имеет представление о многообразии методов, применявшихся в чикагских городских исследованиях
- Имеет представление о плане «города-сада» Э. Говарда
- Имеет представление о своеобразии социально-психологического подхода к анализу современного крупного города
- Имеет представление о сути концепции «креативного города» и диапазоне ее применимости
- Имеет представление об истоках «ментальной картографии»
- Имеет представления об истоках современных монографических городских обследований
- Ориентируется в предыстории урбанистики
- Ориентируется в разнообразии и тематике городских исследований Чикагской школы
- Понимает суть различений и неравенств в городском пространстве
- Представляет динамику развития города в контексте всемирно-исторического процесса
- Представляет и воспроизводит логику трансформации городских сообществ в современном мире
- Представляет и воспроизводит логику трансформации изолированных сообществ внутри современных крупных городов
- Представляет и воспроизводит общую логику чикагских городских исследований
- Представляет и сопоставляет разные версии городской экологии
- Представляет логику постмодернистской критики современного города
- Представляет основные векторы развития города в мировой истории
- Представляет своеобразие античного города
- Представляет своеобразие исторических типов городов и, в частности, западного буржуазного города
- Представляет своеобразие крупного современного города
- Представляет своеобразие раннего промышленного города в период бурной индустриализации
- Способен анализировать, критически осмыслять и дифференцировать городское пространство
Содержание учебной дисциплины
- ЧАСТЬ I. ИСТОРИЯ УРБАНИСТИКИ. Тема 1. Тема города в философской и социальной мысли до середины XIX века.
- Тема 2. Карл Маркс: Город и общественно-исторический процесс.
- Тема 3. Фридрих Энгельс: Западный промышленный город XIX века
- Тема 4. Макс Вебер: Город и становление буржуазного общества
- Тема 5. Фердинанд Тённис: Город и Gemeinschaft/Gesellschaft
- Тема 6. Георг Зиммель: Большие города и духовная жизнь
- Тема 7. Чарльз Бут: Исследование бедности в Лондоне
- Тема 8. Эбенезер Говард: Концепция «города-сада»
- Тема 9. Движение «social surveys» в начале ХХ века
- Тема 10. Городская социология Чикагской школы: Город как «социальная лабора-тория» (Роберт Эзра Парк)
- Тема 11. Городская социология Чикагской школы: «Городская экология» (Эрнест У. Бёрджесс и Родерик Д. Маккензи)
- Тема 12. Городская социология Чикагской школы: судьба сообществ в современном большом городе (Харви У. Зорбо)
- Тема 13. Городская социология Чикагской школы: Городские «гетто» (Луис Вирт)
- Тема 14. Чикагская школа: Город как мозаика «миров» (Нельс Андерсон, Пол Г. Кресси, Уолтер Реклесс, Клиффорд Шоу, Фредерик М. Трэшер)
- Тема 15. Луис Вирт: Концепция урбанизма
- Тема 16. Вальтер Беньямин: Город как репрезентация исторической эпохи
- Тема 17. Льюис Мамфорд: Город в исторической перспективе
- Тема 18. Анри Лефевр: Город и социальное производство пространства
- Тема 19. Стэнли Милграм: «Ментальные карты» городов.
- Тема 20. Лос-анджелесская школа урбанистики: Эдвард Соха
- Тема 21. Эш Амин и Найджел Трифт: Городская повседневность
- Тема 22. Мануэль Кастельс: «Информационный город»
- Тема 23. Саския Сассен: «Глобальный город»
- Тема 24. Чарльз Лэндри: «Креативный город»
- ЧАСТЬ II. СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА. Тема 1. Производство города: город как дискурсивное образование
- Тема 2. Производство города: город как совокупность повседневных практик
- Тема 3. Городские различения, неравенства и исключения
- Тема 4. Дифференциация современной городской среды: мезоподход
- Тема 5. Дифференциация современной городской среды: микроподход
- Тема 6. Сенсорные и эмоциональные среды городской жизни
- Тема 7. Синтаксис городской жизни: непрерывность, разрывы и пустоты
- ЧАСТЬ III. ЭТНИЧНОСТЬ И МИГРАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ. Тема 1. Этничность
- Тема 2. Миграция
- Тема 3. Интеграция
Элементы контроля
- Аудиторная работа (Часть I)Оценивается активность на семинарских занятиях, качество работы в аудитории, глубина освоения обсуждаемых текстов.
- Контрольная работа (Часть I)Контрольная работа выполняется дома. Контрольная работа представляет собой написание текста объемом 3-4 страницы по од-ной из тем, изучаемых в рамках дисциплины (возможно выступление с докладом по тек-сту на занятии (5 минут). В качестве темы для контрольной работы может быть взят лю-бой из вопросов, содержащихся в настоящей программе (см. раздел 7), либо тема, пред-полагающая сравнение разных точек зрения на один и тот же вопрос, охватываемых со-держанием программы. Студент может взять и другую тему в рамках содержания программы. В этом случае те-ма заблаговременно обсуждается с преподавателем. Подготовка задания по теме, не вхо-дящей в приведенный список и не согласованной заранее с преподавателем, не допуска-ется; в случае нарушения этого правила работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
- Аудиторная работа (Часть II)
- Эссе (Часть II)Примерные темы эссе (тема эссе должна быть согласована с преподавателем индивидуально): ‒ Агентность производства города; ‒ Производство городских неравенств: пространственный аспект; ‒ Производство городских неравенств: символический аспект; ‒ Пригородная жизнь: пространственная организация, социальные отношения, символическая иерархия; ‒ Городские сенсорные опыты; ‒ Дом как среда и практика городской жизни; ‒ Соседство как городской феномен, навык быть соседом; ‒ Городской синтаксис: связки и разрывы.
- Презентация эссе (Часть II)
- Аудиторная работа (Часть III)
- Эссе (Часть III)Аналитический текст объемом 3000 слов.
- Экзаменационное собеседованиеВ случае, если сумма всех оценок за текущий контроль КРОМЕ Экзаменационного собеседования составляет 4 и больше балла, Экзаменационное собеседование не обязательно и оценка за пром.аттестацию выставляется по представленной формуле Пром.аттестации. Прохождение экзаменационного собеседования обязательно только для тех, у кого оценка за Пром.аттестацию ниже РОВНО 4 баллов. Те, у кого оценка за Пром.аттестацию от 4 до 10 баллов, вправе пройти собеседование по своей инициативе. При прохождении Экзаменационного собеседования итоговая оценка складывается из Опром.ат. (т.е. сумма всех остальных форм контроля) • 0,6 + Оэкз.собес. • 0,4.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.132 * Аудиторная работа (Часть III) + 0.198 * Эссе (Часть III) + 0.198 * Аудиторная работа (Часть II) + 0.066 * Презентация эссе (Часть II) + 0.066 * Эссе (Часть II) + 0.17 * Контрольная работа (Часть I) + 0.17 * Аудиторная работа (Часть I)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Charles Hirschman, Philip Kasinitz, & Josh Dewind. (1999). The Handbook of International Migration : The American Experience. Russell Sage Foundation.
- Брубейкер, Р. Этничность без групп / Р. Брубейкер ; перевод с английского И. Борисовой. — Москва : Высшая школа экономики, 2012. — 408 с. — ISBN 978-5-7598-0973-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100165 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Избранное. Образ общества, Вебер, М., 1994
- Информационная эпоха : экономика, общество и культура, Кастельс (Кастеллс), М., 2000
- История хозяйства. Город : пер. с нем., Вебер, М., 2001
- Общность и общество : основные понятия чистой социологии, Теннис, Ф., 2002
- Социология : сб., Маркс, К., 2000
- Теоретическая социология. Ч.1: ., , 2002
- Хрестоматия по истории социологии. Ч.1: ., , 2005
Рекомендуемая дополнительная литература
- Marcus Banks. (1996). Ethnicity: Anthropological Constructions. Routledge.
- Michael H. Fisher. (2013). Migration : A World History. Oxford University Press.
- Rocheva, A., & Varshaver, E. (2017). Gender Dimension of Migration from Central Asia to the Russian Federation. Asia-Pacific Population Journal, 32(2), 87–135.
- WIMMER, A. (2009). Herder’s Heritage and the Boundary-Making Approach: Studying Ethnicity in Immigrant Societies. Sociological Theory, 27(3), 244–270. https://doi.org/10.1111/j.1467-9558.2009.01347.x
- ВАРШАВЕР ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, & РОЧЕВА АННА ЛЕОНИДОВНА. (2016). Интеграция Мигрантов: Что Это И Какую Роль В Ее Осуществлении Может Играть Государство. Журнал Исследований Социальной Политики, 14(3).
- Галактика Интернет : размышления об Интернете, бизнесе и обществе, Кастельс (Кастеллс), М., 2004
- Евгений Александрович Варшавер, Анна Леонидовна Рочева, & Наталия Сергеевна Иванова. (2019). Интеграция мигрантов второго поколения в возрасте 18-35 лет в России: результаты исследовательского проекта. Monitoring Obŝestvennogo Mneniâ: Ekonomičeskie i Socialʹnye Peremeny, 2. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.2.15
- История теоретической социологии. Т.3: ., Баньковская, С. П., 2002