• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Социологические методы онлайн-исследований

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Социология публичной и деловой сферы
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Сфера методического оснащения социологических исследований традиционно считается наиболее консервативной, однако и она реагирует на бурные изменения социума. Современному социологу приходится учитывать, что его «объект» живет в мире многообразия новых онлайн-технологий, оказывающих влияние на все сферы повседневной жизни. В связи с этим возникает целый ряд методических проблем и возможностей, а также появляется необходимость рассмотрения потенциала методов сбора и дальнейшего использования данных в новых социальных и технологических реалиях. В рамках курса предполагается рассмотрение таких тем как место онлайн-исследований среди других стратегий и методов сбора данных; digital феномены и digital методы; опросные и не-опросные методы онлайн (от онлайн-анкет до мобильной этнографии); организационно-технические возможности проведения онлайн-исследований (от подготовки технического задания до создания исследовательского архива).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с многообразием актуальных методов онлайн-исследований: демонстрация разнообразия актуальных методов онлайн-исследований и обучение студентов пониманию специфики их использования, учитывая методические и организационно-технические возможности и ограничения.
  • Обсуждение опыта использования специализированных инструментов для оперативного сбора онлайн-данных и выработка практических навыков по подготовке, проведению и аудиту прикладного исследования, реализованного при помощи онлайн-методов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет навыками использования специализированных онлайн-сервисов (Яндекс.Исследования и др.), ориентируется в принципах подготовки и работы исследовательских архивов онлайн.
  • Знает об основных трендах цифровой реальности.
  • Понимает особенности роли мобильного исследователя и специфику мобильных методов.
  • Понимает причины и последствия технологизации методов сбора данных (ситуация сбора данных, характер данных, способы использования результатов).
  • Понимает этические особенности проведения онлайн-исследований.
  • Умеет составить инструментарий для онлайн-опроса и скорректировать имеющийся инструментарий.
  • Умеет составить не-опросный инструментарий для его использования онлайн и скорректировать имеющийся инструментарий.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Цифровая реальность, социум и методы
  • Опросные методы онлайн: онлайн-анкетирование, онлайн-интервью, онлайн фокус-группы, исследовательские сообщества.
  • Не-опросные методы онлайн: нетнография, анализ медиапространства, цифровая картография.
  • Использование специализированных онлайн-ресурсов. Исследовательские архивы онлайн.
  • Организационно-технические аспекты при проведении онлайн-исследований.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в работе на семинарах
  • неблокирующий домашнее задание 1
    Повторная пересдача включает в себя написание студентом письменного ответа на один из поставленных вопросов с последующим обсуждением членами комиссии и студентом. При повторной пересдаче не учитывается накопленная оценка, полученная в ходе курса, т.е. O пересдача = О итог. 1. Цифровая реальность и новые практики (онлайн образование, онлайн покупки и платежи, повсеместное использование гаджетов и др.): как это повлияло на методы сбора данных? 2. Какова специфика работы с онлайн-панелями, как реализуется рекрут участников, каковы основные возможности и ограничения использования онлайн-панелей? 3. Онлайн-интервью/фокус-группа - это новый отдельный метод или всего лишь отдельный способ старого метода получения информации? Дайте развернутый ответ. 4. В каких ситуациях использование онлайн-формата предпочтительнее, исключая дальность расстояния? Когда лучше провести онлайн, даже если есть возможность оффлайн? В каких случаях не стоит в принципе использовать формат онлайн-интервью/фокус-группы? 5. Сравните возможные последствия применения онлайн-интервью для разных поколений. 6. Необходимость в соблюдении каких этических норм появляется при онлайн-формате сбора данных? 7. Возможная анонимность информанта при использовании онлайн-формата - это преимущество или ограничение для исследования? Какие возможные риски исследовательской этики имеются у онлайн-исследований? 8. Для каких целей создается локальный исследовательский архив, каковы основные принципы работы с ним? Критерии оценки заданий для повторной пересдачи ˗ стиль и внутренняя организация (ясность, упорядоченность, согласованность и логичность изложения); ˗ знакомство с источниками (знакомство с литературой по курсу, материалами лекций и практических занятий); ˗ раскрытие темы, полнота изложения материала; ˗ творческий подход к ответу на вопрос, наличие признаков критического мышления.
  • неблокирующий Домашнее задание (проект)
    Повторная пересдача включает в себя написание студентом письменного ответа на один из поставленных вопросов с последующим обсуждением членами комиссии и студентом. При повторной пересдаче не учитывается накопленная оценка, полученная в ходе курса, т.е. O пересдача = О итог. 1. Цифровая реальность и новые практики (онлайн образование, онлайн покупки и платежи, повсеместное использование гаджетов и др.): как это повлияло на методы сбора данных? 2. Какова специфика работы с онлайн-панелями, как реализуется рекрут участников, каковы основные возможности и ограничения использования онлайн-панелей? 3. Онлайн-интервью/фокус-группа - это новый отдельный метод или всего лишь отдельный способ старого метода получения информации? Дайте развернутый ответ. 4. В каких ситуациях использование онлайн-формата предпочтительнее, исключая дальность расстояния? Когда лучше провести онлайн, даже если есть возможность оффлайн? В каких случаях не стоит в принципе использовать формат онлайн-интервью/фокус-группы? 5. Сравните возможные последствия применения онлайн-интервью для разных поколений. 6. Необходимость в соблюдении каких этических норм появляется при онлайн-формате сбора данных? 7. Возможная анонимность информанта при использовании онлайн-формата - это преимущество или ограничение для исследования? Какие возможные риски исследовательской этики имеются у онлайн-исследований? 8. Для каких целей создается локальный исследовательский архив, каковы основные принципы работы с ним? Критерии оценки заданий для повторной пересдачи ˗ стиль и внутренняя организация (ясность, упорядоченность, согласованность и логичность изложения); ˗ знакомство с источниками (знакомство с литературой по курсу, материалами лекций и практических занятий); ˗ раскрытие темы, полнота изложения материала; ˗ творческий подход к ответу на вопрос, наличие признаков критического мышления.
  • неблокирующий Участие в работе на семинарах
  • неблокирующий домашнее задание 1
    Повторная пересдача включает в себя написание студентом письменного ответа на один из поставленных вопросов с последующим обсуждением членами комиссии и студентом. При повторной пересдаче не учитывается накопленная оценка, полученная в ходе курса, т.е. O пересдача = О итог. 1. Цифровая реальность и новые практики (онлайн образование, онлайн покупки и платежи, повсеместное использование гаджетов и др.): как это повлияло на методы сбора данных? 2. Какова специфика работы с онлайн-панелями, как реализуется рекрут участников, каковы основные возможности и ограничения использования онлайн-панелей? 3. Онлайн-интервью/фокус-группа - это новый отдельный метод или всего лишь отдельный способ старого метода получения информации? Дайте развернутый ответ. 4. В каких ситуациях использование онлайн-формата предпочтительнее, исключая дальность расстояния? Когда лучше провести онлайн, даже если есть возможность оффлайн? В каких случаях не стоит в принципе использовать формат онлайн-интервью/фокус-группы? 5. Сравните возможные последствия применения онлайн-интервью для разных поколений. 6. Необходимость в соблюдении каких этических норм появляется при онлайн-формате сбора данных? 7. Возможная анонимность информанта при использовании онлайн-формата - это преимущество или ограничение для исследования? Какие возможные риски исследовательской этики имеются у онлайн-исследований? 8. Для каких целей создается локальный исследовательский архив, каковы основные принципы работы с ним? Критерии оценки заданий для повторной пересдачи ˗ стиль и внутренняя организация (ясность, упорядоченность, согласованность и логичность изложения); ˗ знакомство с источниками (знакомство с литературой по курсу, материалами лекций и практических занятий); ˗ раскрытие темы, полнота изложения материала; ˗ творческий подход к ответу на вопрос, наличие признаков критического мышления.
  • неблокирующий Домашнее задание (проект)
    Повторная пересдача включает в себя написание студентом письменного ответа на один из поставленных вопросов с последующим обсуждением членами комиссии и студентом. При повторной пересдаче не учитывается накопленная оценка, полученная в ходе курса, т.е. O пересдача = О итог. 1. Цифровая реальность и новые практики (онлайн образование, онлайн покупки и платежи, повсеместное использование гаджетов и др.): как это повлияло на методы сбора данных? 2. Какова специфика работы с онлайн-панелями, как реализуется рекрут участников, каковы основные возможности и ограничения использования онлайн-панелей? 3. Онлайн-интервью/фокус-группа - это новый отдельный метод или всего лишь отдельный способ старого метода получения информации? Дайте развернутый ответ. 4. В каких ситуациях использование онлайн-формата предпочтительнее, исключая дальность расстояния? Когда лучше провести онлайн, даже если есть возможность оффлайн? В каких случаях не стоит в принципе использовать формат онлайн-интервью/фокус-группы? 5. Сравните возможные последствия применения онлайн-интервью для разных поколений. 6. Необходимость в соблюдении каких этических норм появляется при онлайн-формате сбора данных? 7. Возможная анонимность информанта при использовании онлайн-формата - это преимущество или ограничение для исследования? Какие возможные риски исследовательской этики имеются у онлайн-исследований? 8. Для каких целей создается локальный исследовательский архив, каковы основные принципы работы с ним? Критерии оценки заданий для повторной пересдачи ˗ стиль и внутренняя организация (ясность, упорядоченность, согласованность и логичность изложения); ˗ знакомство с источниками (знакомство с литературой по курсу, материалами лекций и практических занятий); ˗ раскрытие темы, полнота изложения материала; ˗ творческий подход к ответу на вопрос, наличие признаков критического мышления.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.3 * Участие в работе на семинарах + 0.45 * Домашнее задание (проект) + 0.25 * домашнее задание 1
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Sheller, M., & Urry, J. (2006). Mobile Technologies of the City. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=157819
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
  • ТЕРЕНТЬЕВ Евгений Андреевич, НЕФЁДОВА Алёна Игоревна, & ГРУЗДЕВ Иван Андреевич. (2016). Влияние визуализации опросного инструментария в онлайн-исследованиях на качество данных. Мониторинг Общественного Мнения: Экономические и Социальные Перемены, (5 (135)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16918118

Рекомендуемая дополнительная литература

  • de Souza e Silva, A., & Sheller, M. (2014). Mobility and Locative Media : Mobile Communication in Hybrid Spaces. Hoboken: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=831957
  • Королева, Д. О. (2016). Always Online: Using Mobile Technology and Social Media at Home and at School by Modern Teenagers ; Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B081B542
  • ФЕДОРОВСКИЙ А.М. (2015). Качество онлайн-опросов. Методы проверок. Мониторинг Общественного Мнения: Экономические и Социальные Перемены, (3 (127)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16051523

Авторы

  • Стрельникова Анна Владимировна