• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

История и теория медиа

Статус: Курс обязательный (Менеджмент в СМИ)
Направление: 42.04.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Касьяненко Дарья Алексеевна, Консон Григорий Рафаэльевич, Королев Егор Алексеевич, Кузнецова Евгения Алексеевна, Миловидов Станислав Вячеславович, Черненко Юлия Александровна
Прогр. обучения: Менеджмент в СМИ
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина является обязательной вводной для всех студентов магистерских программ в сфере медиа и журналистики. Она знакомит студентов с основными научными направлениями в области исследования массовых коммуникаций, учит ориентироваться в исторических аспектах развития медиа в обществе, различиях и концептуальных особенностях различных подходов к исследованию медиа и теоретических школ их изучения. Базовыми пререквизитами для данной дисциплины являются знания уровня бакалавриата в сфере общей социологии, философии и т.п. Дисциплина разработана для студентов, обучающихся по направлению подготовки 42.04.05 Медиакоммуникации, и реализуется в межкампусном формате с применением дистанционных технологий для студентов, обучающихся в НИУ ВШЭ – Москва, НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать понимание истории развития и основных теоретических направлений исследований коммуникации и информации и тем самым дать представление о многоаспектности и плюридисциплинарности современных коммуникаций, включая медиа, технологии информации и коммуникации, индустрии культуры
  • Дать представление о том, как, и из чего сложился мир современных медиа (экономические и социальные предпосылки, технические открытия, потребность человека в информации и творчестве), как поступательно рождался особый язык аудиовизуальной коммуникации и в чем его специфические особенности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует инновации и их коммуникацию в обществе по модели Роджерса
  • Анализирует трансграничные и глобальные медиапродукты как элементы культурной гегемонии
  • Аргументирует с использованием исторического опыта свою позицию по вопросу современного регулирования массовых коммуникаций
  • Высказывает критические замечания к модели диффузии инноваций Роджерса с приведением альтернативных теорий
  • Дает определение инновации как коммуникативного процесса
  • Дает определение понятию "информационное общество"
  • Дает определение понятию политической экономии массовых коммуникаций
  • Знает основания для классификации Д. Макуэйла
  • Знаком и различает тексты ведущих психологов медиаэффектов
  • Знаком с базовыми текстами Адорно, Хабермаса, Маркузе, Беньямина
  • Знаком с базовыми текстами Лазарсфельда, Ласуэлла, Липпмана и их основными положениями
  • Знаком с положениями теории медиаэффектов
  • Излагает основные положения критической теории
  • Классифицирует медиатеории по объекту исследований
  • Описывает специфику культурных индустрий и их отличия от других индустрий
  • Определяет понятие знака. Различает концепции знака Пирса и де Соссюра
  • Отличает авторов парадигмы пропагандистской силы от авторов парадигмы ограниченных эффектов
  • Периодизирует возникновение основных форм коммуникации
  • Периодизирует эпохи развития медиа
  • Приводит основные характеристики медианосителей
  • Применяет концепт мифа Барта для анализа современности
  • Применяет концепцию кодирования/декодирования к анализу современных медиа и феноменов массовой культуры
  • Применяет основные положения теорий медиаэффектов к анализу современных явлений в сфере медиа
  • Применяет подходы Гофмана и этнометодологов к анализу социальных коммуникативных практик
  • Применяет психологические теории для анализа конкретных медиакомпании, материалов медиа и поведения аудитории
  • Различает виды социальных институтов и их связь с развитием медиа
  • Различает коммуникативную эффективность различных видов письменности
  • Различает культурологический и эмпирико-функционалистский подходы к анализу медиапотребления
  • Различает организацию книжного промысла в различных странах
  • Различает основные методы дискурсного анализа
  • Различает различные эпохи развития медиа и сопровождавшее их развитие социальных институтов
  • Различает три категории знаков у Пирса
  • Различает этнометодологический подход к теории социального действия и обосновывает его коммуникативную природу
  • Располагает теории на карте теорий Д. Макуэйла
  • Рефлексирует вклад теорий прайминга и культивации в всеобщую теорию медиа
  • Рефлексирует основные положения Школы Пало Альто
  • Сопоставляет изменения в общественных системах с эволюцией медианосителей
  • Сопоставляет типы культур с присущими им медианосителями
  • Способен применять основные положения теории индустриализации культуры к анализу современной медиаэкономики
  • Формулирует ключевые дилеммы и критику информационного капитализма
  • Формулирует основные подходы Торонтской школы
  • Формулирует основные принципы сетевого общества по М. Кастельсу
  • Формулирует различия между различными национальным моделями свободы печати
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Базовые категории курса: медиа, массовые коммуникации, коммуникация как процесс.
  • Медиаизменения и их связь с экономическим и политическим развитием обществ.
  • Основные формы коммуникации и их развитие
  • История контроля массовых коммуникаций
  • История медианосителей и технологий медиа
  • Классификация теорий медиа
  • Эмпирико-функционалистская школа изучения массовых коммуникаций
  • Критическая теория и философия. Теории индустриализации культуры
  • Структурализм и семиотика, лингвистическая теория массовой коммуникации: основные концепции
  • Психологические подходы к изучению массовых коммуникации
  • Микросоциологические подходы к изучению коммуникации
  • Теории информационного общества и медиа в основе социального развития
  • Социология диффузии инноваций
  • Теории активного потребителя и cultural studies
  • Политическая экономия массовых коммуникаций
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах (групповые презентации студентов)
  • неблокирующий Онлайн-тесты
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.6 * Экзамен + 0.1 * Онлайн-тесты + 0.3 * Работа на семинарах (групповые презентации студентов)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Appadurai, Arjun. Modernity at Large : Cultural Dimensions of Globalization, University of Minnesota Press, 1996. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=310379.
  • Castells, Manuel. The Power of Identity : The Information Age - Economy, Society, and Culture, John Wiley & Sons, Incorporated, 2009. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=470449.
  • Communication Theory and Research, edited by Denis McQuail, et al., SAGE Publications, 2006. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=334341.
  • Convergence Media History, edited by Janet Staiger, and Sabine Hake, Routledge, 2009. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=446641.
  • Questions of Cultural Identity : SAGE Publications, edited by Stuart Hall, and Gay, Paul du, SAGE Publications, 1996. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1474805.
  • Smith, Bruce Lannes, and Harold D. Lasswell. Propaganda, Communication and Public Opinion, Princeton University Press, 2015. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=4071105.
  • Вальтер Беньямин. Критическая жизнь / Айленд Х. - М.:Дело РАНХиГС, 2018. - 720 с.: 70x100 1/16. - (Интеллектуальная биография) (Обложка) ISBN 978-5-7749-1291-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/982608
  • Кирия, И. В. История и теория медиа : учебник / И. В. Кирия, А. А. Новикова. — Москва : Высшая школа экономики, 2017. — 423 с. — ISBN 978-5-7598-1188-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100133 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Internationalizing Media Studies : Impediments and Imperatives, edited by Daya Kishan Thussu, Routledge, 2009. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=431824.

Авторы

  • Абрамов Роман Сергеевич
  • Черненко Юлия Александровна