Магистратура
2021/2022
Стратегии фотографов второй половины 20 века
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (История художественной культуры и рынок искусства)
Направление:
50.04.03. История искусств
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Якимович Елена Александровна
Прогр. обучения:
История художественной культуры и рынок искусства
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
46
Программа дисциплины
Аннотация
Курс лекций для магистрантов ВШЭ "Стратегии фотографов второй половины 20 века" посвящен 6 крупным фотографам 1960-1990-х годов (Западная Европа и США). Материал встроен в контекст развития искусства 20 века, а также поиск параллелей и истоков в искусстве прошлого. Через рассматриваемых авторов исследуется путь современного искусства и его проблем. Курс связан с другими курсами по истории современного искусства и дает возможность дополнить методы его изучения. Цель курса сформировать представление об основных стратегиях зарубежных фотографов второй половины 20 века для применения полученных знаний в научных исследованиях, а также и практической музейной и галерейной деятельности.
Цель освоения дисциплины
- формирование представления об основных стратегиях зарубежных фотографов второй половины 20 века для применения полученных знаний в научных исследованиях, а также в практической музейной и галерейной деятельности.
Планируемые результаты обучения
- владеть понятийным аппаратом художественно-эстетических концепций современной фотографии
- знать основные теоретические концепции исследователей художественной фотографии второй пол. 20 в.
- освоить методы анализа арт-фотографии второй пол. 20 в.
- уметь использовать данные, полученные в ходе анализа музейных собраний и онлайн-ресурсов при решении самостоятельно поставленных задач в исследованиях по истории фотографии
- уметь самостоятельно интерпретировать феномены фотографии второй пол. 20 в.
- уметь свободно пользоваться интернет-поиском по ключевым именам фотографов, основным собраниям современной фотографии, именам важнейших исследователей фотографии
Содержание учебной дисциплины
- Введение в проблематику современной фотографии. Проблемы изучения фотографии 20 века.
- Введение в проблематику современной фотографии. Арт-фотография 1920-1960-х годов. От авангарда к «новой документальности» .
- Фотографы второй половины 20 века: основные стратегии. Уильям Эгглстон и "антропологическая фотография" 1970-х годов.
- Фотографы второй половины 20 века: основные стратегии. Трансформация гуманистической фотографии и форма визуального дневника: Нэн Голдин от 1970-х до 2000-х годов.
- Фотографы второй половины 20 века: основные стратегии. Андреас Гурски и Дюссельдорфская школа фотографии 1960-2000-х годов.
- Фотографы второй половины 20 века: основные стратегии. Между репортажной и концептуальной фотографией: Мартин Парр и «Магнум».
- Фотографы второй половины 20 века: основные стратегии. Шерман. Постмодернизм в фотографии 1980-90-х годов.
- Фотографы второй половины 20 века: основные стратегии. Тильманс: "ризоматическая фотография" 1990-2000-х годов.
Элементы контроля
- ДокладПри подготовке доклада (устное выступление с прилагаемым текстом 6-8 тыс.слов), студент должен научиться самостоятельно ставить проблему интерпретации различных феноменов фотографии второй половины 20 века, а также пользоваться широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках, что предполагает самостоятельную работу с электронным каталогом РГБ и каталогом библиотеки МАММ, каталогов и собраний фото-архивов и фото-отделов на сайтах музеев (Музей современного искусства в Нью-Йорке, Музей Джорджа Истмана в Рочестере и пр.). При оценке результатов семинаров, посвященных методам работы фотографов 2-й пол. 20 в., учитывается понимание художественно-эстетических концепций этого времени и их значения для современной художественной ситуации, что предполагает знакомство с выставками фотографии и обращение к электронным базам данных музеев фотографии и отделов фотографии в художественных музеях. Доклад является самостоятельным научным исследованием, выполненным на основе анализа визуального источника, в письменном виде доклад оформляется в соответствии с правилами оформления научных публикаций
- Итоговое эссе
- Домашнее задание
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.25 * Доклад + 0.25 * Домашнее задание + 0.5 * Итоговое эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- A world history of photography, Rosenblum, N., 2019
- Camera lucida : комментарий к фотографии, Барт, Р., 2016
- Nan Goldin, Costa, G., 2001
- Peres, M. R. (2007). The Focal Encyclopedia of Photography (Vol. 4th ed). Amsterdam: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=196202
- Photo journalism : photojournalismus, reportage, photographique, Yapp, N., 2006
- The language of new media, Manovich, L., 2001
- Анти-Эдип : капитализм и шизофрения, Делез, Ж., 2007
- Антология гендерной теории : сборник, Гапова Е., 2000
- Брессон о Брессоне : интервью разных лет (1943 - 1983), собранные Милен Брессон, Брессон, Р., 2017
- Зеркало с памятью : феномен фотографии: культурно-исторический анализ, Нуркова, В. В., 2006
- Империя света: фотография как визуальная практика эпохи "современности", Гавришина, О. В., 2011
- Искусство видеть, Бергер, Дж., 2012
- Искусство с 1900 года : модернизм, антимодернизм, постмодернизм, , 2019
- Лекции по истории фотографии, Левашов, В., 2012
- О фотографии, Сонтаг, С., 2013
- Общество потребления : его мифы и структуры, Бодрийяр, Ж., 2006
- Открытие бытия : очерки экзистенциальной психологии, Мэй, Р., 2004
- Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма, Джеймисон, Ф., 2019
- Самое время : неклассическая история фотографии, Дайер, Д., 2017
- Симулякры и симуляции, Бодрийяр, Ж., 2018
- Тысяча плато: капитализм и шизофрения, Делез, Ж., 2010
- Феномен постмодернизма : художеств. - эстет. ракурс, Маньковская, Н. Б., 2009
- Фотография и внелогическая форма, Васильева, Е. В., 2019
- Фотография и ее предназначения : эссе, Берджер, Д., 2017
- Фотография как современное искусство, Коттон, Ш., 2020
Рекомендуемая дополнительная литература
- Учение о подобии. Медиаэстетические произведения : Сб. статей, Беньямин, В., 2012