Магистратура
2021/2022
Теория и практика анализа образовательной политики
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Цифровая трансформация образования)
Направление:
38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Институт образования
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
1-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Цифровая трансформация образования
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Среди действующих управленцев – слушателей программы вряд ли есть кто-то, кто в условиях индикативного управления национальными проектами еще не разобрался с направлениями государственной образовательной политики. Но в рамках этого курсы мы будем работать не только и не столько с той политикой, которая существует в виде документов, оформляющих и регламентирующих направления развития, мероприятия, обеспечивающих их реализацию, и результаты и индикаторы их достижения. Хотя про это тоже – для сборки единой картины, чтобы увидеть образовательную политику как подсистему большой политики государства. Но, кроме этого, и в первую очередь, курс поможет разбираться с источниками, субъектами и механизмами формирования образовательной политики. Позволит увидеть политику и как практику управления социальными группами, как систему отношений и коммуникаций. Даст возможность понять, какие существуют инструменты реализации образовательной политики на каждом уровне управления, и есть ли инструменты влияния на политиков и на политику. Проектная рамка курса дает слушателю возможность занять позицию субъекта государственной образовательной политики в рамках своей профессиональной роли и овладеть компетенциями, необходимыми для эффективного действия в этой позиции.
Цель освоения дисциплины
- Создать условия для развития у слушателей умений анализировать факторы, влияющие на формирование образовательной политики, как в теории, так и на практике – в стране в целом, в конкретном регионе.
- Обеспечить формирование у слушателей умений определять и обосновывать механизмы реализации положений государственной образовательной политики в стратегии развития образовательных систем различных уровней.
- Помочь слушателям сформировать навыки изучения и анализа текстов, определяющих и обосновывающих основные положения государственной образовательной политики, а также самостоятельной подготовки соответствующих профессиональных текстов.
Планируемые результаты обучения
- анализировать образовательную политику как принятие решений и их реализацию в контексте взаимодействия интересов государства, регионов и других «игроков» в определенных социально-политическом, экономическому и культурном контекстах
- владеть навыками ведения публичных дискуссий по вопросам образовательной политики
- владеть навыками применения модели и понятия анализа к собственной деятельности и деятельности своих организаций (систем)
- владеть навыками проведения экспертизы стратегий, проектов, программ развития образования
- владеть способностью к анализу реализации конкретной политики, реформы, программы, оценке эффектов и последствий
- выделять субъектов образовательной политики, различать их позиции (цели, интересы);
- знать основные характеристики, уровни, аспекты образовательной политики
- критически анализировать и оценивать предложения (идеи, замыслы, проекты, программы) по реформированию образования, связанные с изменениями образовательной среды;
- определять и сравнивать возможные варианты политических решений существующих проблем образования, разрабатывать альтернативные подходы, сценарии проведения политики, реформ;
- уметь определять тенденции и делать прогнозы относительно перспектив развития (будущего) образования
Содержание учебной дисциплины
- Образовательная политика как предмет анализа. Предмет образовательной политики
- Факторы формирования и изменения государственной образовательной политики
Элементы контроля
- Контрольное мероприятие 1Прочитать статьи М.Фуллана, А.Г. Асмолова. Ответить на вопросы.
- Контрольное мероприятие 2Контрольное мероприятие 2. 1. Проанализировать текст доклада. «Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе. Доклад экспертной группы // Вопросы образования No1, 2012». Ответить на вопросы. 2. Проанализировать тексты докладов «Trends Shaping Education 2016» и «Educational ecosystems for societal transformations. Global Education Futures». Ответить на вопросы.
- контрольное мероприятие 3Контрольное мероприятие 3. 1. Проанализировать тексты Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2020 годы и доклада «Ставка на новое поколение: предложения по модернизации образования 2018-2024». Ответить на вопросы. 2. Подготовить аналитическую записку с анализом программы развития образования в вашем регионе. 3. Подготовить предложения по стратегии развития образования в регионе до 2024 года.
- итоговый контрольИтоговый контроль предполагает зачетную оценку за разработку групповой региональной стратегии развития образования и за рецензию на стратегию другой группы, как итоговую письменную работу- Озач. Оценка результатов дается в течение 14 дней.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 1 модуль0.1 * контрольное мероприятие 3 + 0.7 * итоговый контроль + 0.1 * Контрольное мероприятие 1 + 0.1 * Контрольное мероприятие 2
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Гохберг Л. М., & Кузнецова Т. Е. (2011). Стратегия 2020: Новые Контуры Российской Инновационной Политики. Foresight-Russia Форсайт, (4), 8. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.013126.14605173
- Гохберг, Л., & Кузнецова, Т. (2011). Стратегия 2020: Новые Контуры Российской Инновационной Политики. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E7D2EE12
- Фуллан, М. (2013). Choosing the wrong drivers for whole system reform ; Выбор ложных движущих сил для реформы целостной системы (пер. с англ. А. Пинской). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.607AA2E
Рекомендуемая дополнительная литература
- Днепров Э.Д. ред. - сост. Российское законодательство об образовании XIX — начала XX века: сб. документов [Текст] : в 3 т. — Т. I. / Э.Д. Днепров. - Москва : ВШЭ, 2017. - 832 с. - ISBN 978-5-7598-1362-0. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/362111/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.
- Нет. (2013). Medium - Term Development of Education and Socialization in the Russian Federation. An expert group report ; Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе. Доклад экспертной группы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EF83B736