Магистратура
2021/2022
Медицинская этика и деонтология
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Управление и экономика здравоохранения)
Направление:
38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Департамент политики и управления
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Тарасенко Елена Анатольевна
Прогр. обучения:
Управление и экономика здравоохранения
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Медицинская этика и деонтология» предлагается студентам второго курса магистратуры по выбору. Изучение этой дисциплины позволит существенно расширить представления магистров второго года обучения об основных принципах медицинской этики и деонтологии, необходимости соблюдения моральных норм в клинической деятельности медицинского персонала; дать представление об этических дилеммах при оказании медицинской помощи пациентам и методологических аспектах возможных вариантов их решения; сформировать практические навыки коммуникации в процессе оказания медицинской помощи. Главная форма оценивания работы магистра - письменный экзамен по итогам курса. Дополнительная форма – выставление оценок за работу на семинарах (по итогам выполнения заданий преподавателя), контрольная работа и рефераты.
Цель освоения дисциплины
- Основной целью дисциплины является получение студентами магистратуры знаний и практических умений в области медицинской этики и деонтологии.
- Задачами освоения дисциплины «Медицинская этика и деонтология» являются: – сформировать у студентов магистратуры целостное представление об основных принципах медицинской этики и необходимости соблюдения моральных норм и профессионального долга в клинической деятельности медицинского персонала; -дать представление об этических дилеммах при оказании медицинской помощи пациентам и методологических аспектах возможных вариантов их решения; -познакомить студентов с современным этапом развития медицинской этики, биоэтики и медицинской деонтологии в Российской Федерации и за рубежом
Планируемые результаты обучения
- Студент владеет навыками аналитического анализа влияния профессиональной этики врача на качество и доступность оказания медицинской помощи пациентам
- Студент владеет навыками подготовки предложений по отдельным вопросам совершенствования моральных норм и культуры профессионального общения медицинских работников с пациентами в деятельности медицинских организаций
- Студент знает основные принципы медицинской этики и биоэтики
- Студент знатет основные принципы медицинской этики и биоэтики
- Студент применяет полученные знания при решении основных этических дилемм, возникающих при оказании медицинской помощи пациентам
- студент применяет полученные знания при решении основных этических проблем, возникающих при оказании медицинской помощи пациентам
- Студент умеет решать практические задачи по формированию культуры профессионального общения врача с пациентами, коллегами и руководством
Содержание учебной дисциплины
- Медицинская этика как научная дисциплина: истоки, предмет, структура и круг основных проблем.
- Основные принципы медицинской этики и биоэтики. Международные принципы медицинской этики
- Ситуативные проблемы медицинской этики
- Этические дилеммы в медицине и фармакологии
- Профессиональная этика врача
- Содержание медицинской деонтологии, ее статус и функции
- Культура профессионального общения врача с пациентами
Элементы контроля
- Выполнение домашних заданий, контрольных работ и самостоятельных работ, написание эссе
- Контрольная работа
- Экзамен
- Выполнение домашних заданий, контрольных работ и самостоятельных работ, написание эссе
- Контрольная работа
- Экзамен
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модульитоговая оценка является суммой оценок за посещаемость лекций и активность на лекциях (аудиторная работа), за работу на семинарах, выполнение домашних заданий и подготовку письменных заданий (текущий контроль), а также результатов экзамена. Оитоговый = k1·Оэкзамен + k2·Отекущий + k3·Оаудиторная, где k1= 0,4; k2=0,4; k3=0,2
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Беляева, В. (2012). Медицинская Этика И Деонтология. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E1CDC439
- Ушаков Е. В. - БИОЭТИКА. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 306с. - ISBN: 978-5-534-01550-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/bioetika-433109
Рекомендуемая дополнительная литература
- Саперов, В. (2012). Биоэтика Или Медицинская (Врачебная) Этика? Основные Принципы Медицинской Этики. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.128B1CBF
- Силуянова И. В. - БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 312с. - ISBN: 978-5-534-10513-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/biomedicinskaya-etika-430704