• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Педагогический дизайн

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Педагогическое образование)
Направление: 44.04.01. Педагогическое образование
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Педагогическое образование
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Педагогический дизайн (Instructional design) — относительно новое понятие в современной системе образования. В его основу положено использование знаний об эффективной работе, выстраивании учебного процесса от планируемых образовательных результатов, различных типов учебных задач и др. Курс направлен на обучение студентов эффективным методам и способам конструирования программ учебных предметов/курсов, сценариев учебных занятий. В рамках курса обучающиеся научатся проектировать образовательные результаты, содержание учебных программ, обеспечивать обратную связь и подбирать необходимые стратегии преподавания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обучение студентов основам педагогического дизайна.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает международные тенденции по изменению профессиональных ролей учителя
  • Понимает и умеет объяснить изменения в содержании профессиональной деятельности учителя
  • Умеет проектировать учебные задачи в соответствии с образовательными результатами
  • Может назвать ключевые характеристики каждой технологии.
  • Знает и понимает структуру учебного модуля по таксономии Б. Марцано.
  • Знает и умеет дифференцировать образовательные результаты на понимание, перенос и овладение.
  • Знает и умеет использовать «проектно-ориентированное обучение» (project-based learning), «проблемно-ориентированное обучение» (problem-based learning), «вопрошающее обучение» (inquiry-based learning).
  • Знает и умеет использовать класс обучающих задач.
  • Знает историю становления и развития педагогического дизайна, его определение и функции.
  • Знает классификацию образовательных результатов (предметные, метапредметные и личностные).
  • Знает, что такое аутентичная проблема и умеет её формулировать.
  • Может описать историю изменений педагогических моделей.
  • Понимает и различает вспомогательную и своевременную информацию.
  • Понимает особенности данных подходов, может назвать и охарактеризовать все циклы.
  • Понимает требования профессионального стандарта «Педагог».
  • Умеет объяснить категорию «образовательные результаты».
  • Умеет отбирать стратегии преподавания в соответствии с образовательными результатами.
  • Умеет отбирать учебные задачи для частичной практики.
  • Умеет различать lesson study и action research.
  • Умеет разрабатывать/отбирать учебные задания в соответствии с целями по уровням обучения.
  • Умеет шкалировать цели по уровням обучения (2.0, 3.0, 4.0).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Представление концепции курса. Чему учить сегодня для успеха завтра: новые тренды в школьном образовании. Как меняются профессиональные роли учителя? Кризис классно-урочной системы.
  • 2. Основы педагогического дизайна: ключевые характеристики. Разновидности подходов проектирования учебного процесса - “от задачи”, “от типа деятельности”, “от образовательных результатов”.
  • 3. Образовательные результаты: понятие, функции, требования.
  • 4. Understanding by design (понимание через проектирование): модель проектирования учебного занятия от образовательных результатов.
  • 5. 4/с id model (четырёхкомпонентная модель учебной программы): модель проектирования учебного занятия от аутентичных проблем и обучающих задач.
  • Персонализированная модель обучения: как разработать учебный модуль по таксономии Марцано?
  • 7. Подход «большие идеи» и его использование при проектировании учебных программ по истории.
  • 8. Метод сбора и анализа обратной связи о проектируемых учебных занятиях (Lesson study и action research).
  • 9. Основы современных технологий обучения: «проектно-ориентированное обучение» (project-based learning), «проблемно-ориентированное обучение» (problem-based learning), «вопрошающее обучение» (inquiry-based learning).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашняя работа №1
  • неблокирующий Домашняя работа № 2
  • неблокирующий Итоговая работа
    Итоговый контроль проходит в форме защиты итоговой работы в формате разработки сценария учебного занятия (либо серии учебных занятий) по любому выбранному предмету. Разработка должна быть оформлена в виде презентации. В презентации должны быть отражены (не более 11 слайдов, 1 слайд – титульный):  актуальность выбранной темы в соответствии с используемой моделью (например, UbD, 4/c id model и др.);  структура модели (описание содержания всех этапов модели);  выводы с преимуществами и недостатками использования данного инструмента в работе учителя.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.2 * Домашняя работа № 2 + 0.6 * Итоговая работа + 0.2 * Домашняя работа №1
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Merrill, M. D. (2007). A Task-Centered Instructional Strategy. Journal of Research on Technology in Education, 40(1), 5–22.
  • Merrill, M. D. (2015). A Pebble-in-the-Pond Model For Instructional Design. Performance Improvement, 54(1), 42–48. https://doi.org/10.1002/pfi.21454

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Grant Wiggins, & Jay McTighe. (2005). Understanding by Design: Vol. Expanded 2nd ed. ASCD.
  • Norbert M. Seel, Thomas Lehmann, Patrick Blumschein, & Oleg A. Podolskiy. (2017). Instructional Design for Learning : Theoretical Foundations. Brill.

Авторы

  • Давлатова Мадина Асатуллоевна
  • Чернобай Елена Владимировна