Магистратура
2021/2022
Педагогический дизайн
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Педагогическое образование)
Направление:
44.04.01. Педагогическое образование
Кто читает:
Институт образования
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Чернобай Елена Владимировна
Прогр. обучения:
Педагогическое образование
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
Педагогический дизайн (Instructional design) — относительно новое понятие в современной системе образования. В его основу положено использование знаний об эффективной работе, выстраивании учебного процесса от планируемых образовательных результатов, различных типов учебных задач и др. Курс направлен на обучение студентов эффективным методам и способам конструирования программ учебных предметов/курсов, сценариев учебных занятий. В рамках курса обучающиеся научатся проектировать образовательные результаты, содержание учебных программ, обеспечивать обратную связь и подбирать необходимые стратегии преподавания.
Планируемые результаты обучения
- Знает международные тенденции по изменению профессиональных ролей учителя
- Понимает и умеет объяснить изменения в содержании профессиональной деятельности учителя
- Умеет проектировать учебные задачи в соответствии с образовательными результатами
- Может назвать ключевые характеристики каждой технологии.
- Знает и понимает структуру учебного модуля по таксономии Б. Марцано.
- Знает и умеет дифференцировать образовательные результаты на понимание, перенос и овладение.
- Знает и умеет использовать «проектно-ориентированное обучение» (project-based learning), «проблемно-ориентированное обучение» (problem-based learning), «вопрошающее обучение» (inquiry-based learning).
- Знает и умеет использовать класс обучающих задач.
- Знает историю становления и развития педагогического дизайна, его определение и функции.
- Знает классификацию образовательных результатов (предметные, метапредметные и личностные).
- Знает, что такое аутентичная проблема и умеет её формулировать.
- Может описать историю изменений педагогических моделей.
- Понимает и различает вспомогательную и своевременную информацию.
- Понимает особенности данных подходов, может назвать и охарактеризовать все циклы.
- Понимает требования профессионального стандарта «Педагог».
- Умеет объяснить категорию «образовательные результаты».
- Умеет отбирать стратегии преподавания в соответствии с образовательными результатами.
- Умеет отбирать учебные задачи для частичной практики.
- Умеет различать lesson study и action research.
- Умеет разрабатывать/отбирать учебные задания в соответствии с целями по уровням обучения.
- Умеет шкалировать цели по уровням обучения (2.0, 3.0, 4.0).
Содержание учебной дисциплины
- 1. Представление концепции курса. Чему учить сегодня для успеха завтра: новые тренды в школьном образовании. Как меняются профессиональные роли учителя? Кризис классно-урочной системы.
- 2. Основы педагогического дизайна: ключевые характеристики. Разновидности подходов проектирования учебного процесса - “от задачи”, “от типа деятельности”, “от образовательных результатов”.
- 3. Образовательные результаты: понятие, функции, требования.
- 4. Understanding by design (понимание через проектирование): модель проектирования учебного занятия от образовательных результатов.
- 5. 4/с id model (четырёхкомпонентная модель учебной программы): модель проектирования учебного занятия от аутентичных проблем и обучающих задач.
- Персонализированная модель обучения: как разработать учебный модуль по таксономии Марцано?
- 7. Подход «большие идеи» и его использование при проектировании учебных программ по истории.
- 8. Метод сбора и анализа обратной связи о проектируемых учебных занятиях (Lesson study и action research).
- 9. Основы современных технологий обучения: «проектно-ориентированное обучение» (project-based learning), «проблемно-ориентированное обучение» (problem-based learning), «вопрошающее обучение» (inquiry-based learning).
Элементы контроля
- Домашняя работа №1
- Домашняя работа № 2
- Итоговая работаИтоговый контроль проходит в форме защиты итоговой работы в формате разработки сценария учебного занятия (либо серии учебных занятий) по любому выбранному предмету. Разработка должна быть оформлена в виде презентации. В презентации должны быть отражены (не более 11 слайдов, 1 слайд – титульный): актуальность выбранной темы в соответствии с используемой моделью (например, UbD, 4/c id model и др.); структура модели (описание содержания всех этапов модели); выводы с преимуществами и недостатками использования данного инструмента в работе учителя.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.2 * Домашняя работа № 2 + 0.6 * Итоговая работа + 0.2 * Домашняя работа №1
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Merrill, M. D. (2007). A Task-Centered Instructional Strategy. Journal of Research on Technology in Education, 40(1), 5–22.
- Merrill, M. D. (2015). A Pebble-in-the-Pond Model For Instructional Design. Performance Improvement, 54(1), 42–48. https://doi.org/10.1002/pfi.21454
Рекомендуемая дополнительная литература
- Grant Wiggins, & Jay McTighe. (2005). Understanding by Design: Vol. Expanded 2nd ed. ASCD.
- Norbert M. Seel, Thomas Lehmann, Patrick Blumschein, & Oleg A. Podolskiy. (2017). Instructional Design for Learning : Theoretical Foundations. Brill.