Магистратура
2021/2022





Русский поэтический канон
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Литературное мастерство)
Направление:
45.04.01. Филология
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Павловец Михаил Георгиевич
Прогр. обучения:
Литературное мастерство
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
20
Программа дисциплины
Аннотация
Русский поэтический канон В ходе освоения дисциплины «Русский поэтический канон» у студентов формируются навыки ориентации в историко-литературном процессе, анализа литературных явлений на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне, происходит знакомство студентов с ключевыми тенденциями, событиями, фигурами и важнейшими поэтическими текстами XX века с привлечением максимального числа контекстов. В результате освоения слушатели курса должны знать важнейшие поэтические сочинения рассматриваемого периода, базовые черты «русского XX века», исторические и социокультурные, их динамику в различные периоды, важнейшие интерпретации рассматриваемых произведений и индивидуальных художественных систем и наиболее существенные литературные школы, общества и кружки; уметь проецировать тексты периода на русский и западноевропейский литературный и исторический фон и претекст, сопоставлять тексты в рамках жанра (нескольких жанров) и видеть их модификации, различать биографические контексты, значимые для понимания того или иного текста (круга текстов); владеть полифокусным анализом поэтических текстов ХХ вв. и отслеживанием динамики развития литературы. Текущий контроль включает в себя устные домашние работы. Курс завершается экзаменом в устной или письменной форме.
Цель освоения дисциплины
- Осознание роли механизмов канонизации, де- и реканонизации в литературном контексте, исторической динамике их механизмов, различение «образцовых» и «прецедентных» текстов в поэзии, а также имманентных и институциональных законов канонизации;
- Формирование у студентов представления об историко-литературном процессе конца XVIII – начала XXI вв., месте в нем поэзии;
- Знакомство студентов с ключевыми тенденциями, событиями, фигурами и важнейшими поэтическими текстами XX – начала XXI века века в генетической взаимосвязи их с поэзией предшествующих периодов;
- Формирование у студентов навыков устного и письменного анализа поэтических текстов и их интерпретации с привлечением разных методик такого анализа, в том числе имманентного, интертекстуального, генетического, компаративного и др.
Планируемые результаты обучения
- Владение навыками как синхронического, так диахронического рассмотрения поэтических текстов с учетом их стихотворной, прозаической или гетероморфной формы;
- Владение навыками написания эссе, посвященного интерпретации поэтического произведения
- Знание важнейших интерпретаций рассматриваемых произведений в контексте творчества автора, литературной группы, течения.
- Знание важнейших поэтических текстов рассматриваемого периода, входящие как в доминирующий в конкретный период литературный «канон», так и в альтернативные ему «каноны»;
- Знание наиболее существенных литературных школ, обществ и кружков.
- Умение анализировать поэтические тексты, предлагая свои интерпретации, не противоречащие наличному тексту и учитывающие контексты и традиции произведения.
- Умение сопоставлять тексты в рамках жанра (нескольких жанров), общности темы, формальных перекличек, претекстов, видя их различия;
Содержание учебной дисциплины
- Поэтический канон: его функция
- Пушкин как «замковый камень» русского поэтического канона ХХ века
- Лермонтов как второй Пушкин и как Анти-Пушкин в поэзии ХХ века.
- Тютчев versus Пушкин
- Некрасовская традиция в русском поэтическом каноне
- "Наивный» канон"
- "Футуристический канон» в поэзии ХХ – начала XXI века"
Элементы контроля
- Работа на семинарских занятиях
- Практикум по анализу стихотворных текстов
- Итоговое эссе
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 3 модуль0.3 * Практикум по анализу стихотворных текстов + 0.3 * Работа на семинарских занятиях + 0.4 * Итоговое эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Агеносов В. В. ; Отв. ред. Агеносов В. В. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 795с. - ISBN: 978-5-9916-3491-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-xx-veka-v-2-ch-chast-1-425564
- Отв. ред. Агеносов В. В. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 687с. - ISBN: 978-5-9916-3579-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-xx-veka-v-2-ch-chast-2-425565
Рекомендуемая дополнительная литература
- Современная русская литература 1950-1990-е годы. Т.1: 1953-1968, Лейдерман, Н. Л., 2003
- Шукуров Д. Л. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. АВАНГАРДИСТЫ 2-е изд. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 180с. - ISBN: 978-5-534-07105-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-avangardisty-441479