• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Проектный семинар "Работы с архивными источниками. Официальная и неофициальная культура в Восточной Европе и в России второй пол

Статус: Курс обязательный
Направление: 51.04.01. Культурология
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Кокурина Светлана Михайловна, Пенская Елена Наумовна
Прогр. обучения: Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 34

Программа дисциплины

Аннотация

«Архивный поворот» изменил облик философии, культурологии и искусства последних тридцати лет. Постструктурализм, и более всего работы Мишеля Фуко и Жака Деррида,актуализировал феномен архива, превратив его в эпистему формирования исторической памяти и не в последнюю очередь контроля над ней. Основной здесь стала мысль, что архивация как одна из центральных мемориальных практик не (только) воспроизводит нарратив прошлого, но производит его, легитимирует архивируемое как возможное и потому значимое высказывание. Интерес к «аппарату управления» коллективной памятью в гуманитарных науках и искусстве последних десятилетий симптоматичен после падения авторитарных и колониальных режимов и, более того, как реакция на массовое истребление человеческих ресурсов/жизни. В фокус исследовательского внимания попали такие темы, как неравномерность распределения мемориальных ресурсов; условия и практики архивации табуированных или (временно) невостребованных слоев культуры и истории; уничтожение или сокрытие документов, а также формы коллективной мнемотехники, нередко зависящие от власти и политики. Советская неофициальная культура не только сама была объектом запрета и вытеснения, но и платформой, точнее, целым рядом платформ по поддержанию, систематизации и изучению табуированной памяти. Практики собирания, распределения и архивирования, субъектом которых выступала неподцензурная культура, были эффектом и следствием изоляции: отсутствия институций, традиционно берущих на себя работу по упорядочиванию и, в конце концов, канонизации культурного наследия. Невозможность делегировать хранение, отбор и анализ артефактов и идейпривели к культуре «дилетантских» архивов и частных мемориальных практик. Отдельная тема - «Архив и андеграунд» -включает разные аспекты. Это, распространенные в среде андеграунда практики передачи собственности, хранения и каталогизации артефактов и текстов – от актов дарения до частных коллекций в России и за границей;это и тема перформативного архива. С 1960-х годов искусство разных стран использует феномены каталога, музея и документации для анализа исторических и мемориальных процессов. И здесь вплоть до конца 1980-х годов наиболее значимым было рождение концептуального и – шире ‒ постмодернистского архива.