Магистратура
2021/2022
Проектный семинар "Работы с архивными источниками. Официальная и неофициальная культура в Восточной Европе и в России второй пол
Статус:
Курс обязательный
Направление:
51.04.01. Культурология
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
34
Программа дисциплины
Аннотация
«Архивный поворот» изменил облик философии, культурологии и искусства последних тридцати лет. Постструктурализм, и более всего работы Мишеля Фуко и Жака Деррида,актуализировал феномен архива, превратив его в эпистему формирования исторической памяти и не в последнюю очередь контроля над ней. Основной здесь стала мысль, что архивация как одна из центральных мемориальных практик не (только) воспроизводит нарратив прошлого, но производит его, легитимирует архивируемое как возможное и потому значимое высказывание. Интерес к «аппарату управления» коллективной памятью в гуманитарных науках и искусстве последних десятилетий симптоматичен после падения авторитарных и колониальных режимов и, более того, как реакция на массовое истребление человеческих ресурсов/жизни. В фокус исследовательского внимания попали такие темы, как неравномерность распределения мемориальных ресурсов; условия и практики архивации табуированных или (временно) невостребованных слоев культуры и истории; уничтожение или сокрытие документов, а также формы коллективной мнемотехники, нередко зависящие от власти и политики.
Советская неофициальная культура не только сама была объектом запрета и вытеснения, но и платформой, точнее, целым рядом платформ по поддержанию, систематизации и изучению табуированной памяти. Практики собирания, распределения и архивирования, субъектом которых выступала неподцензурная культура, были эффектом и следствием изоляции:
отсутствия институций, традиционно берущих на себя работу по упорядочиванию и, в конце концов, канонизации культурного наследия.
Невозможность делегировать хранение, отбор и анализ артефактов и идейпривели к культуре «дилетантских» архивов и частных мемориальных практик.
Отдельная тема - «Архив и андеграунд» -включает разные аспекты.
Это, распространенные в среде андеграунда практики передачи собственности, хранения и каталогизации артефактов и текстов – от актов дарения до частных коллекций в России и за границей;это и тема перформативного архива. С 1960-х годов искусство разных стран использует феномены каталога, музея и документации для анализа исторических и мемориальных процессов. И здесь вплоть до конца 1980-х годов наиболее значимым было рождение концептуального и – шире ‒ постмодернистского архива.