Магистратура
2021/2022
Методы филологических исследований
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Русская литература в кросс-культурной и интермедиальной перспективах)
Направление:
45.04.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Русская литература в кросс-культурной и интермедиальной перспективах
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Теория литературы, бурно развивавшаяся в разных странах в XIX-ХХ вв., породила ряд глубоко разработанных и плодотворных методов филологического исследования, многие из которых значимы для общей теории словесной культуры. В предлагаемом курсе, в отличие от большинства других курсов теории литературы, приняты два оригинальных принципа: 1) изложение носит не догматический, а критический характер, то есть сопоставляются различные методы, концепции и филологические дисциплины (риторика, нарратология и т.п.) и демонстрируются их сильные и слабые стороны, пределы применимости; 2) обсуждаются не абстрактные схемы той или иной школы или дисциплины («теория русской формальной школы», «теория французского структурализма»), а их применение в исследовании конкретных проблем теории литературы («формалистическая теория литературного быта», «лингвистическая и риторическая концепция литературного стиля»). В соответствии с современными методами истории идей, анализируются не только эксплицитные понятия и схемы, но и имплицитные познавательные метафоры, лежащие в основе той или иной концепции. Теоретическое изложение иллюстрируется примерами – анализом текстов или фрагментов текстов художественной литературы.
Цель освоения дисциплины
- Критическое освоение методов и рабочих категорий современной теории литературы и повышение уровня филологической компетенции.
Планируемые результаты обучения
- Владеет нарративными структурами и фигурами: актантная структура, временные трансформации, фокализация
- Знает три формы литературной референции: вымысел, правдоподобие и мимесис. Понимает онтологическое понятие вымышленного мира и его применение при анализе литературы.
- Имеет представление о динамике стиха; его отличие от прозы и эволюционно-типологическое место по отношению к ней.
- Имеет представление о фигурах стиля, их современной (лингвистической) классификации и их динамическом развитии в литературе: редукции, лексикализации, взаимопревращении.
- Имеет представление о филологии как научном проекте современной эпохи. Знает прескриптивные и дескриптивные методы.
- Понимает гетерогенность понятия литературы. Понимает литературный быт и институт литературы.
- Понимает парадигматические пределы текста: фрагмент, вариант, внетекстовые структуры
- Имеет комплексное представление о литературной эволюции, его биологических корнях. Понимает методический переход от исторического к географическому описанию больших масс текстов.
- Имеет представление о писательской биографии как факте социального существования современной литературы; модели ее формирования. Понимает значение авторской личности и ее несводимости к биографическому «сочинителю».
Содержание учебной дисциплины
- Критика
- Автор
- Текст
- Стих
- Стиль
- Рассказ
- Референция.
- История.
- Литература
- Филологические знания в педагогике.
Элементы контроля
- Аудиторная работаАудиторная работа складывается из активного участия магистрантов в обсуждениях тем лекционных и семинарских занятий, в ходе которых формулируются и закрепляются основные идеи курса, а его материал подвергается критическому анализу. Темы занятий известны заранее, и магистрантам предлагается подготовиться к ним в ходе самостоятельной работы, собрав релевантные факты и/или познакомившись с ключевыми текстами по соответствующей проблеме (см. примеры тематических заданий ниже). На занятиях магистранты имеют возможность выступить с устным ответом, инициировать дискуссию, ответить на вопросы преподавателя или задать свои вопросы аудитории, а преподаватель фиксирует уровень активности каждого из присутствующих (посетил(а) занятие, но не принял(а) участия в обсуждении; участвовал(а) в обсуждении; внес(ла) существенный вклад в обсуждение) и ставит оценку по итогам прошедших семинаров, исходя из критериев оценивания данной формы текущего контроля. Предусмотрен дистанционный формат сдачи элемента контроля.
- ДокладДоклад представляет собой устное сообщение по одной теме. Сообщение не должно занимать более 7-10 минут и должно быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устный доклад слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Доклад, текст которого полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов. Предусмотрен дистанционный формат сдачи элемента контроля.
- ЭкзаменПредусмотрен дистанционный формат сдачи элемента контроля.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.5 * Экзамен + 0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Доклад
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Теория литературы: Введение / Иглтон Т., Бучкина Е.; Под ред. Маяцкий М. - М.:ИД Тер. будущего, 2010. - 296 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 978-5-91129-079-5
Рекомендуемая дополнительная литература
- Искусство и методология социально-гуманитарного познания: монография / Н. Ф. Бучило. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2018. — 240 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/940503
- Философия. Язык. Культура: Монография / Д.А. Силичев; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 311 с.: 60x88 1/16. - (Научная книга). (обложка) ISBN 978-5-9558-0331-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/424190